Работа Марии Захаровой "Золотые мастерицы" - победитель конкурса "Святая Арзамасская земля" в номинации "Литературный конкурс". Катя учится в "Арзамасской православной гимназии". Руководитель работы: Шерстнева О.Г.
Долгими, зимними вечерами, мы любим всей семьёй заниматься рукоделием. Мы с бабушкой вышиваем картины нитками мулине, делаем поделки из бисера. Расшиваем иконы бисером. Пробуем вышивать платки серебряными и золотыми нитками. Это очень сложное кропотливое дело. Каково же было мое удивление, когда в историко-художественном музее я увидела иконы, облачения священников и одежду полностью вышитую золотыми нитками. Нельзя не восхищаться этой красотой, а в особенности старанием мастериц выполнивших эту работу. Мне захотелось больше узнать об их творчестве.
Золотное шитье представляет собой декоративную орнаментальную вышивку металлическими позолоченными и серебряными нитями. Средоточием золотошвейного искуссства были, монастырские мастерские, откуда и распространялось искусство золотной вышивки. Монахини вышивали не только церковное облачение, оклады к иконам, элементы церковного убранства, но и светские наряды: головные уборы, оплечья, передники, рубахи, сарафаны и т.д., а кроме того, обучали сложной и дорогостоящей технике рукодельниц Арзамаса и Арзамасского уезда.
Именно монастыри закупали дорогостоящие материалы для золотной вышивки, которые затем могли приобрести у них светские мастерицы — ткани, золотную нить, бисер, блестки, бить, канитель, тесьму, витейку. Распоряжалась золотошвейным материалом старшая среди сестер-золотошвей, она хранила его, выдавала сестрам для работы, определяла, сколько необходимо приобрести золотной нити, бахромы, канители для работы, и направляла заказ к настоятельнице монастыря. Если предстояла длительная работа над крупным изделием, старшая золотошвея заранее расчитывала потребность в золотошвейном материале, который закупали в нужном количестве.
Золотошвейная работа требовала особой чистоты и тщательности и была не скорой. Так, монастырские книги сохранили записи о том, что работа над плащаницей, заказанной из Вятки, длилась около 9 месяцев, с января по октябрь. Далеко не все монахини допускались к золотному ремеслу, это послушание было элитным. Так, в 1907 году среди монахинь Николаевского женского монастыря было всего семь золотошвей, в то время как общее число монахинь и послушниц составляло более 400.
Искусство золотного мастерства монахинь Николаевского и Алексеевского монастырей славилось по всей России. Павел Иванович Мельников-Печерский отмечал в 1838 году, что рукоделия в Алексеевской общине, «особенно вышивание золотом, доведено до возможного совершенства», и работа сестер Николаевской обители «по чистоте своей, высоко ценится покупателями». Золотошвейная работа общины настолько развита, что она получает заказы не только из разных концов европейской России, но и из Сибири; были заказы из-за границы: из Молдавии, Греции, Константинополя, Иерусалима". За вышивку плащаницы и хоругвей в
Храм Христа Спасителя в Москве начальница общины Евгения Страгородская была награждена золотой на Александровской ленте медалью, выпущенной в память освящения храма, а старшая золотошвея — серебряной медалью. В 1900 году за свои золотошвейные работы, выставленные в кустарном отделе международной выставки, мастерицы Алексеевского монстыря получили гран-при.
Развивалась в монастырской среде и вышивка икон. В облачении церковнослужителей Арзамасского уезда золотная вышивка чаще всего встречается на головных уборах, а также в виде аппликаций, выполненных в прикреп по карте, обычно в виде стилизованного креста -мы видим несколько вариантов таких крестов.
В фондах музея хранятся праздничные женские головные уборы, богато украшенные золотнои вышивкой. Это шапочки-сороки, повойники и сборники, ленки, кокошники, а также платки-«головки». Орнамент золотной вышивки, которой украшены эти шапочки, содержит характерные для монастырской вышивки мотивы: это узоры растительного характера, напоминающие травы и цветы, которые можно увидеть в среднерусской природе.
Очевидно, что Николаевский и Алексеевский женские монастыри были центрами изящного ремесла в нашем городе. Именно монастыри создали и укрепили традицию золотной вышивки в городе и уезде, в монастырях обучились десятки искусных мастериц, руками которых созданы прекрасные образцы золотнои вышивки. Мне интересно было заниматься этой исследовательской работой. Я очень горжусь тем, что живу в городе Арзамасе, где зародилась православная культура. И первыми мастерицами золотошвейками были арзамасские монахини.
Чтобы наполнить пространство "Музея арзамасской катастрофы", просим Вас присылать, приносить предметы, фотодокументы, связанные с событиями 4 июня 1988 года…
0 коммент.:
Отправить комментарий