Накрытых тишиной,
Услышишь, как в колоколах,
Вдруг, в Небо город мой
Свой зычный голос вознесет,
То в этот чудный час,
Душа ликует и поёт,
Вся к светлому стремясь...
Д. Климкова
Современные города, как и люди, имеют свои неповторимые голоса. Чаще всего это конечно шум автострады, эхо строительных работ, гул крупных заводов. Арзамас, несмотря на свою провинциальность, тоже активно развивается, строится и поэтому этим звукам не чужд. Но все же, в какой бы части города вы не жили, рано поутру или вечером можно услышать, как Арзамас звучит торжественным, мелодичным колокольным звоном. Мне кажется, так поет православная душа нашего города, соединяя настоящее с прошлым и будущим. Таков истинный голос нашего города.
Славился колокольным звоном старинный Арзамас. Говорили, что когда звонили колокола всех городских церквей, слышно было далеко по всей округе. Колокольный звон в традиционной русской культуре испокон веков воспринимался как «глас Божий». Колокол звал к церковной службе - благовестил, призывал к общей молитве, объявлял общий сбор. Колокольным звоном встречали победителей с войны, знатных лиц. Набатный всполох поднимал народ на борьбу с врагом, торопил на пожар, извещал о смерти.
Впервые Арзамасская земля услышала колокольный звон во времена Ивана Васильевича IV, когда московское войско шло на Казань. Позднее, когда отстроилась крепость, появился осадный колокол. Колокола привозили из Москвы, с Макарьевской ярмарки, где для торговли был оборудован специальный павильон. Жители города и окрестных сел различали голоса колоколов по их звуку. Постепенно храмы начали обзаводиться большими колоколами.
В 1785 году для Рождественской церкви в Москве мастером Калининым был отлит колокол весом в 212 пудов. А в 1789 году по заказу графа камергера Василия Петровича Салтыкова, владельца Выездной слободы, для Смоленской церкви московский мастер Асон Струговщиков отлил колокол весом в 250 пудов. Позднее, в 1863 году, выездновцы подняли на древнюю шатровую колокольню колокол весом 837 пудов. Доктор медицины К.В. Бебешин, уроженец Арзамаса, так писал об этом колоколе: «Особенно хорош тут звон, когда он тихими летними вечерами мягко плыл далеко-далеко по речному понизовью...»
В 1849 году в память об именитом купце Петре Ивановиче Подсосове старанием его сыновей установили на Воскресенском соборе колокол в 510 пудов, который изготовил ярославский мастер Мартынов (прежний-то весил всего 170 пудов). За двадцать пять верст слышался его благовест.
Однако самый большой колокол имел Благовещенский храм. Весил он 654 пуда. А изготовил его мастер из Воронежа Василий Степанович Самохвалов.
В середине XIX века начал изготовлять колокола арзамасец Василий Дмитриевич Язычков. В октябре 1858 года он отлил для Владимирской церкви колокол весом 345 пудов. Его колокола были установлены на Троицкой церкви, церкви Александра Невского при тюрьме, чуть ли не на половине колоколен Арзамасского уезда. В 1880 году на средства купца Петра Алексеевича Рукавишникова для Спасского монастыря отлили колокол в 206 пудов.
А потом наступили иные времена. «Вихри враждебные» пронеслись над Россией. Новая власть всей своей мощью обрушилась на Русскую Православную Церковь, на храмы, выстроенные на народные деньги.
В апреле 1929 года в Арзамасе началась кампания по запрету колокольного звона в городе. В президиум горсовета начали поступать ходатайства от рабочих, служащих и студентов о запрете колокольного звона.
Поначалу, в 1929 году, горсовет запретил колокольный звон на Пасхальной неделе. Тогда же закрыли семь церквей, колокола с которых решением горсовета от 4 июня 1929 года передавались Рудметаллторгу. Общий вес конфискованных колоколов составлял 3124 пуда 11 фунтов - почти 50 тонн. Вырученные средства Совнарком СССР рекомендовал горсовету использовать на «покрытие расходов по школьному и больничному строительству».
Профессор Д.А.Шмидт, в конце XIX века сосланный за свои политические взгляды в Сибирь и ставший позднее заведующим отделом картинной галереи Государственного Эрмитажа, писал: «Знаменитый силуэт Арзамаса, запечатленный в столь выдающихся произведениях, как в известных картинах Ступина, является одним из самых важных памятников исторической городской архитектуры не только территории СССР, но и по всей Европе...».
Но власть не вняла голосу известного искусствоведа. В 1940 году закрыли последнюю в городе церковь - Рождества. Многие храмы были уничтожены, колокольни взорвали, колокола посбрасывали, разбили. На долгие годы Арзамас лишился «гласа Божия».
И только когда отмечалось 1000-летие принятия христианства на Руси, колокольный звон вновь поплыл над городом. Звонили малые колокола на чудом уцелевшей колокольне Воскресенского собора. А потом ожили колокола и на Святодуховской церкви. Сейчас в городе уже много колоколен.
Чтобы больше знать о Арзамасских колокольнях, мы отправились в небольшое путешествие, но сначала получили благословение священников, ведь в обычное время, не считая светлой седмицы, подниматься на колокольню может только звонарь. С любой арзамасской колокольни открывается прекрасный вид на город. Захватывает дух не только высота, но и красота лугов Теши, четкость цветущих улиц, аккуратные частные домики и величественные многоэтажки. Колокольня Воскресенского собора, храма Святого Духа и Выездного не претерпевали сильных разрушений в советское время. Здесь сохранилась старинная каменная кладка, скрипучие деревянные лестницы, поэтому попадая внутрь колокольни, как бы переносишься на несколько веков назад. Колокольня Благовещенского храма отстроена совсем недавно, до сих пор, как паутинкой обвита лесами, и пока не имеет своего голоса. А вот колокольню храма Иоанна Богослова, можно считать арзамасской Пизанской башней. Если пристально присмотреться, то можно увидеть небольшой наклон этой очень красивой и миниатюрной колокольни.
Все арзамасские колокольни прекрасны по своему, но главное все они создают уникальный голос моего города.
0 коммент.:
Отправить комментарий