25 апреля 2012 г.

Арзамасский Алексеевский женский монастырь

Виртуальная выставка, посвященная Алексеевскому женскому монастырю г.Арзамаса Нижегородской области.

"Сия община есть краса и венец 
всех женских Нижегородской епархии монастырей..."

Алексеевский женский монастырь был основан в 1632 году и первоначально именовался как
«Новодевичий Алексея человека Божия монастырь». Алексеевский монастырь – впоследствии община - один из крупнейших в России на рубеже XIX-XX веков. Хотя его общежительницы не принимали монашеского пострига, они жили по строгому монашескому уставу. Община жила своим трудом и особо прославилась своим золотошвейным мастерством. Изделия Алексеевского монастыря были известны не только в России, но и за рубежом.
«Общиною называется светский монастырь: в нем до 100 девушек разного состояния находят пристанище и насущный хлеб: они трудятся в разных рукоделиях. Отсюда во всю Россию вывозятся славные плащаницы, и образа можно найти готовые и работы прекраснейшей. Приятно смотреть на чистоту и порядок всего этого заведения. Цель его достойна похвалы!» (И.М.Долгорукий «Путешествие из Москвы в Нижний»)
В советское время Алексеевскую общину полностью заняли под воинскую часть.





[Алексеевская женская община (г.Арзамас)] // Сказание о святой дивеевской земле / сост. : В.И.Карпушов, Ю.А.Курдин. - Арзамас, 2008. - С. 33-34.


Бойкачев, М.В. Золотное шитье арзамасских монастырей конца VIII-XIX веков / М.В.Бойкачев, Н.В.Панфилова // Саровский летописец : материалы VII научной конференции, посвященной 300-летию со дня основания и возобновления Свято-Успенской Саровской пустыни (31.10 - 01.11.2006) / Под ред. В.А.Степашкина. - Арзамас : АГПИ, 2007. - С. 221 - 229.

Букова, О.В. Арзамасский Алексеевский женский монастырь и его связь с великими старцами России / О.В.Букова // Православие и русская литература. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Православие и русская литература. Вузовский и школьный аспект изучения» / Сост. Б.С.Кондратьев. – Арзамас : АГПИ, 2004. – С.387-401.

Герасим (Шевцов), иеродиак. Арзамасский во имя Алексия, человека божия (Новодевичий), женский монастырь // Православная энциклопедия. Т.III / Под ред. Патр.Алексия II. – М., 2001. – С.218-220.

Давыдов, Д. Алексеевский монастырь в трудную годину // Православный Арзамас. – 2001. - №12. – С. 3.
Монастырь в годы Первой Мировой войны

Дёгтева, О. Арзамасский Алексеевский женский монастырь : исторический очерк // Нижегородская старина. - 2007. - №14. - С.36-48.
Читать

Еремеев, П. [Новодевичий Алексия человека Божия монастырь] // Еремеев, П. Арзамас-городок : рассказы о былом / П.Еремеев. – Арзамас, 1998. – С. 128, 129, 130, 146, 181, 184, 223, 230, 256, 270, 279, 282, 285, 339.

Ильченко, Т. Разоренная обитель // Арзамасская правда. – 1991. – С.2-3.
История Алексеевской общины, ее судьба в советское время. Записи известного реставратора Н.Н.Померанцева о поездке в Арзамас в 1926 г.

Кузнецов, А. Алексеевская обитель // Арзамасские новости. – 1999. – С.9.
Большую роль в деятельности монастыря сыграл иеромонах Федор Ушаков – личность интересная и яркая. В двадцать лет он оставил гвардейскую службу и направился для подвижнической жизни в северные леса на берега Двины. Поселился в одной из келий в монастырском лесу. Здесь его нашла «сыскная команда», посланная для «разорения тайных жилищ и забрания живущих в них по лесам». Его история была настолько интересна, что Федора доставили к императрице Елизавете Петровне: вот человек, променявший блестящую карьеру гвардейского офицера на суровую монастырскую жизнь. Подвижническая жизнь привлекла к нему повышенное внимание и вызывала зависть, поэтому он попросил отпустить его в Саровскую пустынь. С ним выехали его приверженцы. Ученицы отца Федора и составили ядро Алексеевской общины.
Именно Федор Ушаков положил сестрам строгий устав, которого они придерживались. 
Начальницы обители имели  свои истории и судьбы, достойные романов. Многие из сестер, судя по оставленным описаниям, убегали тайно из дома, чтобы служить Богу.

[Новодевичий монастырь Алексия человека Божия] // Город Арзамас. – Н.Новгород, 1999. – С. 33.

Панкратов, В. И загремел в храме «Интернационал» // Арзамасские новости. – 2011. – 25 августа. – С. 5.

Петряшин, А.С. Арзамасский Алексеевский женский общежительный монастырь // Петряшин, А.С. Арзамасские монастыри. История, архитектура, хозяйственная деятельность XV-XX веков / А.С.Петряшин. – Арзамас : ЗАО «Арзамаскомплектавтоматика», 2003. – С. 139-180.

Петряшин, А.С. Арзамасский Алексеевский монастырь / А.С.Петряшин. – Арзамас : АГПИ, 2000. – 23 с.

Потороев, А. Ликвидация Алексеевского монастыря // Потороев, А. Разоренные храмы. Очерки Арзамасского богоборчества / А.Потороев. – М., 2006. – С.43-46.

Скрябина, С. Искусных рук чудесное творенье... Золотное шитье монахинь и послушниц арзамасских монастырей. 
Читать
"За вышивку плащаницы и хоругвей в Храм Христа Спасителя в Москве14 начальница общины Евгения Страгородская была награждена золотой на Александровской ленте медалью, выпущенной в память освящения храма, а старшая золотошвея — серебряной медалью. В 1900 году за свои золотошвейные работы, выставленные в кустарном отделе международной выставки, мастерицы Алексеевского монстыря получили гран-при".

Щегольков, Н. [Новодевичий Алексия человека Божия] // Щегольков, Н. Исторические сведения о городе Арзамасе с видами и портретами / Н.Щегольков. – Репр. – Ярославль, 1992. – С.28-29, 32, 36, 84, 86, 89, 91, 93, 110, 114, 120, 123, 126, 129-130, 136-139, 145, 156, 162-164, 166, 168, 169, 176, 177, 182-184, 187, 191, 193, 198, 200, 202, 212, 214, 215, 236, 240, 241, 244, 246, 248-250, 254, 262, 263, 266, 267, 272.

Документы Алексеевского монастыря

Акт описи имущества бывшего Алексеевского монастыря представителями Госфондовой комиссии Арзамаса и инспекторами Нижегородской Губкомиссии по учету и реализации Госфондов Губкомиссии ЭКОСО от 26 марта 1926 г. Читать


Устав Арзамасской Алексеевской женской общины // Литературное общество «Арзамас»: культурный диалог эпох: материалы международной научной конференции. – Арзамас : АГПИ, 2005. – С.219 – 225.
Читать

В рамках проекта "Духовное краеведение в виртуальном формате", 
победителя конкурса "Православная инициатива-2011".

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails