31 января 2014 г.

На склонах "арзамасских гор"

Между гребнем и подножьем
Для основания Арзамаса, как известно и по сию пору хорошо видно, было облюбовано живописное место. Центр городища оказался на крутых и высоких берегах междуречья Теши и Шамки. Такой рельеф идеально подходил для построения крепости и служил дополнительной защитой для первых поколений арзамасцев. Но очень скоро городок утратил роль форпоста на рубежах государства и превратился в исключительно мирное трудовое поселение, границы которого простирались значительно дальше крепостных стен. У подножья холма в кварталах обывателей посада сосредоточились главные арзамасские производства. А рельеф, сколь хороший с точки зрения фортификации, для процессов созидания и благоустройства – столь же неудобен, и теперь он создавал сложности уже не потенциальным врагам-завоевателям города, а его жителям. Широкий холм, к тому же, раз и навсегда разделил Арзамас на верхний и нижний. Горожан, проживающих в разных частях, эти горки, конечно, не разъединяли, но местную жизнь и быт сложный рельеф разнообразил дополнительными яркими штрихами и деталями.

Западные кручи

Люди издавна проложили наиболее удобные тропы  для движения сверху вниз или наоборот. Этим дорожкам и местностям давали названия – горки, съезды, спуски. Каждый из них имел свое имя. Эти топонимы не наносились на карту, но хорошо сохранялись в народной памяти, по крайней мере, до начала XX столетия. В свое время краевед С. Филиппович посвятила этим забытым теперь названиям статью. Самые крутые склоны большого арзамасского холма поднимаются почти как стены от берегов Теши на западе города. Но и на этих крутяках находились пути для жителей Красного, Пушкарки, Выездной Слободы, чтобы напрямую, буквально, взойти в город. Этими же тропами пользовались горожане с Верхней набережной, Голодаевки (ныне ул. Пролетарской) и других прилегающих окрестностей для кротчайшего спуска к Теше. Известно о дорожке по Духовской (Троицкой) горе и Алексеевском спуске. Первая выводила на современную площадь Гагарина (ранее Троицкая пл.), а второй к Алексеевскому монастырю, за стенами которого теперь воинская часть. Тропы эти натоптали, вероятно, уже после пожара 1726 года, в огне которого сгинула крепостная стена, но может быть и ранее. В середине XIX века при городском голове Д. Попове решено было Духовский съезд облагородить – сделать более безопасным и удобным для ходоков. Откосы обложили дерном, что придало им более пологий вид, сам спуск к тому же вымостили. Сейчас от тех благоустроительных работ полуторавековой давности не осталось и следа. А вот Алексеевский спуск отыскать можно – начало его на стыке улицы Свободы и Красного порядка. Между Духовским и Алексеевским съездами по склону горы образовался овраг (за баней № 1) – это следы рва, вырытого вдоль северной стены Арзамасского кремля.
Местность на углу Верхней набережной и ул. Владимирского знакома многим современным арзамасцам. Чуть ниже асфальтированной дороги тут есть отличная площадка для любования окрестностями, но мало кто знает, что когда-то сию местность прозвали Чемодановой горой по фамилии дворянской семьи, чей дом стоял поблизости. У подножья горки давным-давно били родники.
Но самой известной и, наверное, древнейшей из горных троп является Никольский съезд. До нас дошло не только название, но и сам спуск сохранился и им все так же ежедневно пользуются десятки, а то и сотни горожан. О нем периодически вспоминают и пытаются как-то благоустроить, но по-хорошему руки до этого исторического и памятного места не доходят. Чем же сей съезд так знаменит? Во-первых, он, скорее всего ровесник самого города. На протяжении первых веков по Никольскому спуску шла главная дорога из крепости и в крепость. Начинался съезд от ворот Настасьинской башни Арзамасского кремля и выходил к Старомосковской улице (ныне ул. Урицкого) и самому первому Выездновскому мосту через Тешу, то есть к тракту на Москву. Вот и Щегольков подтверждает значимость пути: «Как помнят старожилы, все арзамасские крестные ходы сходили с горы всегда Никольским съездом, а не базаром (Гостиным рядом). Съезд берет начало рядом с остановкой автобуса «пятерки» на Соборной площади, у восточной стены Никольского монастыря (отсюда такое название). Хорошо заметно, что часть холма когда-то была срыта для удобного прохода, но спуск все равно достаточно крут.



Рельефные улицы

Южные склоны большого городского холма, связывающие нагорный Арзамас с пришамошной низменностью в сравнении с западными гораздо более пологие. От того люди здесь не просто спуски и съезды протоптали, но и здания по склонам настроили и целые улицы по горбам провели. Самая известная из них Гостиный ряд. В любом русском городе с историей имеется или когда-то была хоть одна торговая улица, состоящая в основном из лавок, но на таком рельефе торговые ряды – это уникальное явление. Младшим братом Гостиного является Мучной ряд, расположенный по соседству. Он также вот уже почти 200 лет «служит по торговой части» и как старший брат целиком расположен по склону горки. Исключительно крутым является Революционный переулок. От ул. Красной милиции он под большим углом спускается к улице Ленина у самых западных ворот Рождественского прихода. Здесь всего полторы дюжины жилых домов. До революции этот переулок звался Рождественским, а также Всехсвятским порядком. На горке у Спасского монастыря были прежде местности, прозываемые Лобковкой и Ерзовкой. Первая теперь – это улица Нагорная, а вторая – на высоком берегу Спасского прудика – восточная часть улицы Урицкого.
А вот на улицах Космонавтов (в прошлом Ильинской) и Пушкина (Цыбышевской), что тянуться с юга на север и по низу и по верху, гора является лишь отрезком на протяжении. По Ильинке, кстати, проходит самый крутой подъем на южном склоне. Почти такой же в районе ул. Пушкина. Здешняя местность в старину звалась и Васильевой и Цыбышевской горой. Тут на границе верха и низа мужики из двух частей Арзамаса в те времена сходились в кулачных поединках.
Самой же молодой улицей, которую можно отнести к разряду «горных», стала ул.9 Мая, когда ее продлили в сторону 11 микрорайона и устроили здесь дорогу. Произошло это по историческим меркам буквально давеча – в 90-е годы недавно прошедшего века. Подъем здесь пологий, но очень длинный (более 1,2 км), велосипедисты называют такие горки «тягунками». Осваивать же холм восточнее Горячего пруда арзамасцы начали отнюдь не вчера – более полувека назад именно на этих склонах были образованы первые городские садоводства.





Легенда о «Тройке»

Всем известна картина Василия Перова «Тройка», принесшая художнику звание академика и всенародную славу. Известно, что написана она в Москве, но существует версия или легенда, что сюжет имеет арзамасские корни. Перов, как известно, учился в Арзамасском уездном училище и знаменитой ступинской школе живописи. В 1866 году, он уже достаточно известный мастер, задумал полотно о тяжелой жизни простых городских детей. Сюжет – ученики-мастеровые, везущие на салазках бочку художник вполне мог видеть в нашем городе, где всегда существовали проблемы с водой. Легенда даже гласит, что прообразы своей тройки будущий академик живописи часто видел ни где-нибудь, а на Никольском съезде.

В. Булыгин

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails