16 февраля 2012 г.

Соборная площадь - "сердце" Арзамаса



Если вы хотите показать гостям Арзамас - то, конечно же, ведите их на Соборную площадь. Для Арзамаса Соборная площадь – сердце и духовный центр, где собраны его главные достопримечательности. Город начинался здесь, на Соборной площади. В конце 19-го столетия она представляла собой значительное пространство от нынешней улицы Владимирского до стен Никольского монастыря. 
Главная жемчужина нашего города - это, конечно же, Воскресенский собор. Кафедральный собор во славу Воскресения Христова построен в начале XIX века, в годы расцвета городского храмостроительства по проекту выдающегося русского архитектора Михаила Петровича Коринфского. Величественный, пятиглавый, он строился 28 лет на средства, пожертвованные арзамасцами. Собор был сооружен в память победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Исполнителями замечательной стенной живописи на сводах собора, многих икон были ученики А.В. Ступина. Сам Ступин, которому было уже за шестьдесят, расписывал наружные стены. Усердием жителей Арзамаса в нем собраны многие святыни и достопримечательности. Храм  украшен множеством старинных икон, образов золотого и серебряного шитья. Этот грандиозный собор освящён 15 сентября 1840г. В 2012г. Воскресенскому собору исполнится 170 лет. 
Налюбовавшись Воскресенским собором, познакомимся с еще одним знаменитым зданием - это Ратуша или Магистрат – орган местного самоуправления, учрежденный  Петром I. Уникальное здание - городской Магистрат расположено в центре Соборной площади, как рекомендовалось в законе 1721 года. Построено оно в 1740 -1750 годах. Это единственное сохранившееся, неперестроенное здание Магистрата. С южной его стороны первоначально была пристроена церковь, в которой приводили к присяге чиновников суда и обвиняемых. Здание Магистрата (выборного органа городского управления) – каменное, со сводами в обоих этажах. У него скромный фасад, скромные скрашения, но выступы богато украшены архитектурными деталями. Сегодня это здание передано православной церкви для создания в нем единственного в России музея русского Патриаршества.
Теперь совершим путешествие в Святониколаевский женский монастырь. Он был основан около 1580 года одним из жителей Арзамаса Феофилактом Яковлевым. По своему усердию, на свои средства построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. Вскоре игумен Спасского монастыря Сергий принес в дар резной образ святителя  Николая и  предложил Яковлеву построить при этом храме девичий монастырь. 
В первое время своего существования  число монахинь  не превышало 30 человек, а накануне революции в обители находилось около 600 сестер. Монастырь славился золотым шитьем. Работы монахинь покупали в Греции и Иерусалиме. Монастырь пережил за время своего служения очень не легкие годы: строился, расширялся, горел, менялся внешний облик его зданий. В 1928 году монастырь был разграблен и закрыт. 
Спустя 66 лет, уже отреставрированный, продолжил свое служение. На переднем плане, перед церковью,- здание церковной богодельни. В центре – Богоявленская церковь, настоятельский корпус и угловая башня ограды, с шатровым завершением.  Здесь находится чудотворная икона Божьей Матери «Избавление от бед страждущих». Она была принесена в монастырь почерневшей и без вмешательства людей, сама, постепенно начала светлеть (икону чистят ангелы-утверждают монахини). Тут находятся иконы божьей Матери «Достойно есть», икона святого Николая Чудотворца, икона блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей, ковчег с частицами мощей Оптинских старцев и других святых.
Здание Богоявленской церкви, относится к тому редкому типу крестовокупольных храмов, которые не часто встречаются в средней полосе России. Образ Богоявленской церкви и других построек Николаевского монастыря, ладно сочетаясь с окружающими Соборную площадь другими зданиями, на фоне высокого постоянно меняющегося неба, дополняют своеобразный, неповторимый, архитектурный ансамбль Соборной площади. 
Через дорогу от Воскресенского Собора  находится  Храм Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» (Церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник») построенная на месте старого,  каменного храма в 1794году. Это «теплый» зимний храм, построенный в виде корабля. Над западным притвором возвышается трехъярусная колокольня. Архитектурный стиль колокольни, носит характер переходный от динамичного барокко к строгому классицизму. По воспоминаниям старожилов, на колокольне находились городские часы. 
В мае 1931 года в городе был запрещен звон всех церковных колоколов. И только в 1988 году «малиновый» колокольный звон поплыл вновь над городом. Это чудо свершилось именно здесь. 
Мелодичностью сердец касаясь, он плывет в бескрайний небосклон,
В облаках плывущих отражаясь, Арзамасских колоколен звон.
И уносит беды и печали. Звон – источник жизни и тепла.
Чтоб добрей, сердечней люди стали, по утрам звонят колокола.
                                                                                   С. Клюева
Звонарем на этой колокольне служит Шапошников Александр Владимирович – молодой, талантливый, очень увлеченный своим делом человек.
Главный престол освящён в честь иконы «Живоносный Источник».  Здесь находится редкий образ – икона «Собор Пресвятой Богородицы», который является главной святыней этого храма.
С восточной стороны Соборную площадь окружает чудесный сад. В ноябре 1925г. в торжественной обстановке был установлен памятник В.И.Ленину. Спустя два года состоялся массовый субботник по закладке сквера-сада вокруг памятника. Было высажено около 500 пятилетних берез, лип, тополей, елей, пихт; много цветов: нарциссов, георгинов, флоксов, тюльпанов. Горожане дали саду имя В.И. Ленина. К июлю все работы  по строительству Ленинского сада были завершены.
В центре города – островок. 
В мае – в ярком зеленом наряде.
В октябре – золотой уголок. 
Сердце города – Ленинский садик.
Возможно, кто-то не знает, что в Арзамасе есть два абсолютно одинаковых здания –  дома-близнецы. История создания этих домов очень интересна. Вот как ее описывает Н.Ф.Филатов, исследователь родного края: «Противоположную сторону площади по кромке оврага речки Сорока занимали два новых дома- близнеца купца Ивана Белянинова. По утвержденному Екатериной II генеральному плану Арзамаса Соборная площадь по контуру была обязана застраиваться исключительно каменными зданиями с улучшенными фасадами, но прижимистый промышленник не хотел особо тратиться, и терять престижное место на главной площади Арзамаса, поэтому каменными возвел лишь главные фасады с ионическими пилястрами».
Построить два одинаковых дома И.Белянинова вынудили, как бы сказали в наше время, семейные обстоятельства. Наследство после себя оставлял большое, только наследников было два. Не хотел никаких распрей между сыновьями промышленник, да и выделять кого-то особо не хотел, вот и построил одинаковые дома. Выделялись они на славу – двухэтажные, с высоким мезанином, фасад которых построен в стиле классицизма в 1790-1796 годах. Дома-близнецы стали украшением центра Арзамаса.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails