4 декабря 2023 г.

Браво! "Делий"!

Как ни странно, на арзамасской сцене никогда не ставили Тургенева. Великого русского писателя почему-то обходили стороной. И вот, наконец, досадное недоразумение устранено, благодаря народной театральной студии «Делий» при городском Доме культуры, которая показала «Месяц в деревне». Сценарий и постановка Нины Николаевны Винокуровой.  Многим арзамасцам она известна: кандидат филологических наук, в недавнем прошлом преподавала в педагогическом институте им. А.П. Гайдара, на базе которого в  1994 году «Делий» и образован.

Иван Сергеевич обозначил пьесу как комедию, но при этом заявлял, что это собственно не комедия, а повесть в драматической форме и «для сцены она не годится». «Под березами запущенных аллей лениво плетется кружево бесконечных диалогов, без всякого движения, без всякого пафоса» это уже утверждение  В. Мейерхольда.

Признаюсь, шёл на спектакль с нескрываемым интересом. Любопытно было, что же такое представят артисты-любители – вещь, в общем-то, сложная, много разговоров, длинные диалоги. Тем более что хорошо помнил постановку А. Эфроса в театре на Малой Бронной с великолепными Л. Броневым, О. Яковлевой, А. Каменковой. Видел также спектакль Е. Еланской, где играли А. Калягин, Е. Васильева, Ю. Медведев. Знал и о недавней  постановке Е. Перегудова в театре МХТ им. Чехова, о которой можно сказать: «Много сена. Много пошлости. И ничего от Тургенева».

И вот теперь – арзамасская версия. И сразу же привлекающее внимание начало. На авансцену выходит человек (назовём его комментатор) в сюртуке, цилиндре и с тросточкой, роль которого обозначена тем, что, предваряя сценическое действие, знакомит зрителей с историей создания произведения, попутно сообщает, что во времена работы над пьесой у Ивана Сергеевича, любившем всю жизнь замужнюю Полину Виардо, был сложный период. Потом комментатор уходит, оставляя публику наедине с артистами, давая ей возможность самой разобраться во всём, что будет сейчас происходить.

Открывается занавес. Одна часть сцены представляет залу с домашней обстановкой, на другой – приусадебная лавочка, на заднем плане – ажурные ворота в сад. Такое оформление (художник Александра Саржинская) создавало атмосферу внешнего спокойствия при всей внутренней напряженности действия, что, несомненно, соответствует тургеневской поэтике. Также как и музыкальное сопровождение – прозвучали русские романсы «Увядшие розы», «Две гитары», «А напоследок я скажу…» и композиции И.С. Баха (звукорежиссёр Ольга Сорокина).

Итак, в имение Ислаевых приехал новый учитель, которого Аркадий Сергеевич и Наталья Петровна наняли репетитором сыну Коле. Алексей Николаевич Беляев (Алексей Курлышов) – студент; он молод, симпатичен, с веселым взглядомсмелым выражением в лице. Его появление в имение, словно камень, брошенный в застоявшийся пруд, от которого расходятся круги по воде, нарушило тихую, безмятежную жизнь обитателей. Он молод, интересен, привлекателен. Он притягивает всех обитателей усадьбы Ислаевых простотой, непринужденностью, свободой поведения, обладает чувством собственного достоинства, юмором и самоиронией. При этом он не умеет разговаривать с дамами, не соблазнитель женщин.

В него влюбляется Верочка (Юлия Гусякова)  – воспитанница Натальи Петровны, впитавшая романтические иллюзии чувствительных стихов, и, следовательно, не имевшая представления о реальной жизни. Она выглядит пред своей благодетельницей воробышком, который только-только пробует себя в полёте. Ещё не в состоянии осознать себя её соперницей, девушка открыто признаётся ей в своих чувствах к Беляеву, чем только разжигает чувства Натальи Петровны, и их отношения меняются – они теперь соперницы.

Но и сама Наталья Петровна испытывает к Беляеву сильное чувство влюблённости, начавшееся с ревности, даже с зависти. Поначалу он был до чрезвычайности равнодушен к Наталье Петровне, и это  её задевает. Героиня Марии Кулаковой –  женщина умная, глубоко чувствующая, страстная, увлекающаяся; неудовлетворённость своей жизнью и желание её изменить прослеживаются в её словах, мыслях и поступках. Но всё же она не преступает «известных границ» дозволенности. Актриса ведёт свою роль очень тонко, без надрыва, истерики и заламывания рук: «Я никогда не любила и вдруг поняла, что любить – это прекрасно», – с грустью признаётся она, понимая, что время её прошло, что жизнь со всеми её страстями, муками, радостью принадлежит не ей уже, а другим, тем, кто моложе, отчего нам её по-человечески жалко.

В имении гостит друг семьи Михаил Александрович Ракитин (Кирилл Филиппов), давно любящий Наталью Петровну. В отличие от Аркадия Сергеевича (Александр Дерунов)  мужа Натальи Петровны, он первым замечает перемены в ней и пытается понять, что же с ней такое происходит. Ракитин здесь не романтический персонаж, и не приживала, как порой его представляют на сцене, и он не волочится за хозяйкой от безделья – он искренне и самозабвенно любит Наталью Петровну.

 Очень интересно представлен доктор Шпигельский в исполнении Ильи Земскова. Сводник, расчётливый лицемер, всегда с хитрой улыбочкой на лице, с жеманными ужимками (настоящий  змий-искуситель!), он берётся  устраивать судьбу семнадцатилетней Веры с престарелым холостяком за тройку лошадей. И когда дело выгорело, он с наигранной усмешкой предлагает Ракитину подвезти его до города.

Тургенев сумел создать вполне острую и конфликтную ситуацию между очень даже положительными людьми. И всё это нашло своё сценическое воплощение в спектакле, который, даже с учётом того, что любительский, получился весьма интересным и увлекательным. Мы наблюдаем уже развязку ситуация, которая развивалась в течение месяца, а свершилась за четыре дня: любовь, которая вначале окрыляла, воспламеняла, стала теперь невыносимо тяжелой… И единственный выход – бежать; бежать от себя, бежать из этого имения. Ракитин и Белов – в Москву, Верочка – замуж за Большинцова, Лизавета Богдановна – к доктору Шпигельскому. Останутся лишь Наталья Петровна и Аркадий Сергеевич, и, надо полагать, жизнь их опять войдёт в свои берега: она вновь погрузится в грустные размышления о себе, о своей жизни, о своём возрасте, он отдастся хлопотам по хозяйству.

В том, что спектакль получился увлекательным, немалая заслуга Н. Винокуровой. Она помогла артистам прочувствовать тонкую, кружевную поэтику тургеневского текста, ощутить все движения души героев, увидеть оттенки настроения, нюансы эмоций и выразить это на сцене. Было интересно наблюдать за каждый героем, никто не отдыхает на сцене, даже если нет текста, все продумано до мелочей. И полная самоотдача. К тому же при всей серьезности темы спектакля, в нём находится место юмору.

 Браво, «Делий»!

                                                                               Вячеслав Панкратов.

 




0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails