1 февраля 2013 г.

Арзамасцы и красноселы в Отечественной войне 1812 г.


                       «Славный год сей минул,
                                     но не пройдут и не  умолкнут  
                                     содеянные  в нем громкие дела и
                                     подвиги…»
                                                           М. Кутузов

Отечественная война 1812 года – одна из наиболее  знаменательных страниц из истории России, героического прошлого наших предков.

Начало XIX века для России – бурное и тревожное время. Российская империя была вовлечена в пожар европейских войн, воевала и на юге. Не успела закончиться продолжавшаяся почти шесть лет война с Турцией (1806 – 1812), как новая угроза нависла над Россией.
Наполеон – «этот маленький капрал» решил подчинить себе весь мир и Россию. «С лукавством в сердце и лестию в устах нес он русскому народу цепи и оковы».
Наполеоновские полчища 12 (25) июня 1812 года, форсировав реку Неман, вторглись в пределы нашей Родины. 
На борьбу с супостатом поднялись всем народом, даже несмотря на многие внутренние классовые противоречия. Люди всех сословий остались верными наказам предков своих: «Будем едины сердцем и соблюдем Русскую землю»
Снова, как уже бывало и раньше, люди отдавали свои средства на организацию борьбы против захватчиков. В ополчение вступали «и стар, и млад». Такой размах патриотизма присущ русскому народу и поднялся он не по повелению сверху, а по зову души и велению сердца.
Вот как описывал патриотический порыв русских людей С. Глинка – участник Отечественной войны 1812 года: «В селах и деревнях отцы, матери и жены благословляли сынов и мужей своих на оборону земли рус­ской. Поступивших в опол­чение называли жертвенни­ками, то есть ратниками, пожертвованными Отечеству не обыкновенным набором, но влечением душевным. Ласка и привет сердечный везде встречали их. И дивно свыкались они с ружьем и с построениями военными!»
Народные ополчения в Отечественной войне 1812 года оказали значительную помощь регулярным войскам.
По Высочайшему Манифесту Императора Александра 1 от 18 июля предписывалось организовать три территориальных военных ополчения: I округ – Московский, для обороны Москвы, II-ой  – Петербургский, для защиты Петербурга и III округ для составления резерва.
Первый округ состоял из восьми губерний: Московской, Тверской, Ярославской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Калужской и Смоленской.
Второй округ состоял из губерний: С-Петербургской и Новгородской.
Третий округ состоял из губерний: Нижегородской, Казанской, Пензенской, Костромской, Сибирской и Вятской.
Нижний Новгород был определен и местом пребывания III округа.
Начальником Нижегородского ополчения был назначен князь Георгий Александрович Грузинский; он подчинялся начальнику III округа генерал-лейтенанту, сенатору, кавалеру нескольких орденов графу Петру Александровичу Толстому.
Сборные пункты стали действовать с сентября 1812 г. По решению Кутузова М.И. резервы создавались по родам войск, т.е. отдельно по пехоте, кавалерии и артиллерии. Соответственно этому были организованы три главных пункта сбора резервистов: для пехоты – Арзамас, для кавалерии – Муром, для артиллерии – Нижний Новгород.
Первостепенное значение в этих условиях приобретали пехотные резервы, так как пехота как род войск оставалась главной силой, от которой зависел успех боевых действий.
Генералу от инфатерии князю Лобанову-Ростовскому было поручено сформировать в Арзамасе 77 пехотных и егерских батальонов, т.е. для каждого пехотного и егерского полка действующей армии по одному батальону в 1.000 человек каждый. Одновременно по такому же принципу в Ярославле формировались 24 пехотных батальона. В этих двух городах создавалась 100-тысячная резервная армия, ставшая основным источником пополнения действующих войск.
В ополчение записывались люди разных сословий: дворяне, крестьяне, учителя, чиновники, ремесленники, студенты, семинаристы. Из них было создано пять пеших и один конный полки.
В одном из дел Комитета Нижегородского ополчения за 1812 г. имеется следующая запись: «По предварительному положению, учиненному наличным дворянством 25-го прошедшего июля о состоящих в губернии за помещиками людей и крестьян в 323 200 душ, в состав Нижегородского ополчения назначенному числу воинов 12 928». 
Снабжение ополченцев возлагалось на местных дворян и помещиков. Всего на эти нужды было собрано свыше 875 тыс. руб.
Настоящими патриотами показали себя нижегородцы, в их числе арзамасцы: жители города и сел.
Известие о начале Отечественной войны достигло Нижнего Новгорода 17 июля.
В этот день в городе был оглашен Высочайший Манифест Императора Александра 1 «О сборе внутри государства земского ополчения». В нем звучал призыв к представителям самых разных сословий российского государства объединиться против общего врага, чтобы тот увидел в каждом дворянине князя Пожарского, в каждом горожанине Кузьму Минина, в каждом лице духовного звания монаха Авраамия Палицына.
 «… Преосвященный Моисей Епископ Нижегородский и Арзамасский … сказал в монастырском храме такое слово, что все плакали и вполне осознали, что России грозит великая опасность, что нужно забыть свои интересы и ничего не щадить для спасения Отечества».
Епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей объявил, что причетники, дети священнослужителей и семинаристы могут беспрепятственно записываться в ополчение, причем епархия выделит необходимые деньги на одежду и продовольствие из духовной среды. Священнослужители внесли свой достойный вклад в дело защиты Отечества. Так, в дело «против врага России» Нижегородская епархия пожертвовала 39.323 рубля 18 копеек, а также 4 пуда 27 фунтов 5 золотников (всего около 76,5 кг.) серебра.
Но не только даяния материальные вносили священнослужители. Многие хотели служить в ополчении.
Так, в письмах князю Г.А. Грузинскому и генерал-лейтенанту графу П.А. Толстому нижегородский архиерей указывал, что некоторые служители семинарии, духовной консистории и монастырские послушники горят желанием служить в военном ополчении. В нижегородской духовной консистории был составлен список лиц, пожелавших вступить в ополчение.
Например, пономарь Парфенов был направлен в 4-ый пехотный полк.
Военные священники, которые прошли по боевым дорогам с военным ополчением были удостоены бронзового креста на владимирской ленте.
Среди них были полковые батюшки: Даниила Захарьевский и Александр Васильев.  Они разделяли с офицерами и солдатами нелегкие тяготы военной службы и благословляли нижегородских и арзамасских ратников на служение Отечеству.
Священник Даниил Захарьевский весь военный поход прошел со 2-ым пехотным полком. В самые горячие моменты боев обходил войска и воодушевлял сражающихся словом Божьем.
Священник 3-го пехотного полка Александр Васильев прослужил до роспуска нижегородского ополчения.

До Арзамаса Высочайший Манифест Императора Александра 1 дошел в 20-х числах.
Арзамасский летописец Н.М. Щегольков сообщает: «6 июля был обнародован Манифест о всеобщем вооружении; скоро он получен был и в Арзамасе и прочитан во всех церквах».
«Все церкви Арзамасския отверзты были во весь день: с ранняго утра до поздняго вечера … Духовенство арзамасское почти безпрерывно служило молебны и возносило молитвы о победе над врагами и о избавлении от нашествия иноплеменников…» 
18 июля последовал новый манифест Императора о неотлагательном создании в Российской империи округов сбора народного ополчения – «составления внутренних сил для защиты Отечества» в подкрепление регулярной армии.
Все лето через Арзамас шли к Москве войска – ополченские полки, а из Москвы в Нижегородскую губернию устремились беженцы.
В губернии и уездах создавались Комитеты пожертвований.
Более миллиона рублей собрали нижегородцы на содержание ополчения.
Так, купцами 1-ой гильдии Н.Л. Стариковым и Л.И. Расторгуевым были сделаны крупные взносы – 20.000 и 50.000 рублей соответственно.
Купцы 2-ой гильдии – от 150 до 1.000 рублей.
Купцы 3-ей гильдии – от 50 до 300 рублей.
Простые мещане-нижегородцы жертвовали, кто сколько мог, от 1 до 50 рублей.
В Арзамасе уездный комитет пожертвований на нужды войны начал действовать с августа. Крупные личные пожертвования по 5.000 рублей передали Иван Алексеевич Попов, Авдотья Яковлевна Феоктистова.
Арзамасцы передали на вооружение и обмундирование более 31. 071 руб. 85 коп.  Кроме этого, арзамасцами и выздновцами был выполнен большой заказ на пошив обуви для ополченцев.
В сентябре было закончено формирование новых полков нижегородского ополчения: 5 пехотных и 1 конный полки.
Арзамасская дружина под командованием Федора Михеевича Стремоухова влилась в 3 пехотный полк и составила 2 батальон.
У арзамасцев было свое знамя.
Всего арзамасских конных и пеших воинов было 1435. И это при том, что население не составляло на то время даже и 10 тысяч.
Воины Арзамасского пехотного полка отважно сражались под Бородином в составе Западной армии под командованием П.И. Багратиона.
Нижегородцы в составе армии генерала Бенингсена участвовали в сражениях 1813 года в Силезии, Богемии и Пруссии, брали город Дрезден.
В архивах имеются сведения о рекрутах и ополченцах – арзамасцах и красносельцах. К великому сожалению, сведения скудны, да и документы во многих местах не читаемы, несмотря на большие старания сотрудников архива сохранить бесценные сведения для наших потомков.
В Арзамасе прием новобранцев в ополчение происходил «в доме госпожи Бутурлиной состоящем в Сальниковой улице».
Назовем некоторые имена арзамасцев.
В тяжкий для Отчизны 1812 год призваны были:
Петр Степанов Наумова сын, 24 лет,
Кирилл Корнилов 27 лет,
Петр Алексеев Фешин,
Дмитрий Петрович Перетрутов,
Иван Алексеевич Щегольков,
незаконнорожденный Петр Андреев, 19 –ти лет, (пропал без вести в 1813 году),
Афанасий … Студенцовой, пропал без вести в 1812 году,
и многие другие.
В третьем пешем полку служил дворянин Василий Григорьевич Макашев. В ополчении он был в чине капитана.
Служил в полку Андрей Еропкин  и дворянин Василий Яковлевич Зубов.
В чине подпоручика вступил в полк и был адъютантом Ипполит Иванович Афанасьев. Служил и брат его – Михаил Иванович Афанасьев
Здесь же служили и братья Алексеевцевы, Насоновы и многие другие.

По архивам установлены имена и 27 красносельцев – участников Отечественной войны 1812 года.

Вступили в ополчение:
Николай – 28 лет – сын Ивана Максимова,
Филипп Матвеев – 18 лет,
Кузьма Александров – 47 лет,
Михайла Никифоров – 42 лет,
Герасим – 18 лет – сын Никифора Иванова,
Семен Дмитриев – 20 лет
Семен Александров – 39 лет,
Василий – 18 лет – сын Григория Андреева,
Петр Григорьев – 37 лет,
Яков Константинов – 20 лет,
Василий – 17 лет – сын Сергея Афонасьева,
Алексей – 17 лет – сын Сергея Макарова,

В указанном списке имеются люди в возрасте 17 лет. Напрашивается вопрос: «Таких юнцов принимали в ополчение?».
В это время «в ополчение принимались даже с меньшим разбором, чем в рекруты… 12 сентября 1812 года государь утвердил облегченные для приема рекрут правила. Эти правила были еще облегчены для ополченцев, но при приеме их не всегда выдерживались даже эти правила…»
Помимо призыва ратников в ряды ополчения, в Нижегородской губернии продолжался набор рекрутов в регулярную армию, причем с опасностью, нависшей над Отечеством, вместо 1 рекрута от каждых 500 душ населения теперь брали 10. Срок службы русского воина в тот период составлял 25 лет. Фактически рекрут покидал свой дом навсегда.

Из жителей села Красное призваны в рекруты были:
Сергей Никифоров – 17 лет,
Илья Данилов – 18 лет – внук Сергея Клементьева,
Михайла Матвеев – 17 лет – внук Ивана Гаврилова,
Роман – 24 года – сын Федора Степанова,
Максим – 18 лет – сын Дмитрия Михайлова,
Иван – 18 лет – сын Филиппа Егорова,
Андреян Егоров – 18 лет – внук Павла Степанова,
Иван – 26 лет – сын Трофима Маркева,
Федор Федоров – 19 лет – внук Андрея Иванова,
Семен – 19 лет – сын Ивана Павлова.

Еще в 1811 году в рекруты были призваны:
Тихон Данилов – 17 лет,
Максим – 18 лет – сын Максима Васильева,
Александр Петров – 23 лет,
Николай Васильев – 18 лет,
Спиридон Михайлов – 23 лет, - внук Филиппа Никитина,
Они также участвовали в Отечественной войне 1812 года.

Многи6е из красносельцев, призванных в рекруты и в ополчение,  в село не возвратились…

Призванные в 1812 году рекруты из села Красное не возвратившиеся домой:
Сергей Никифоров,
Михайла Матвеев, внук Ивана Гаврилова,
Роман, сын Федора Степанова,
Максим, сын Дмитрия Михайлова,
Иван, сын Филиппа Егорова.

Не возвратившиеся, из вступивших в 1812 г. в ополчение:
Николай, сын Ивана Максимова
Кузьма Александров,
Михайла Никифоров,
Герасим, сын Никифора Иванова,
Семен Дмитриев,
Семен Александров,
Василий, сын Григория Андреева,
Петр Григорьев,
Яков Константинов,
Василий, сын Сергея Афанасьева,
Алексей, сын Сергея Макарова.

Багратион, говоря о ратниках и ополченцах 1812 года, изрекал: «… то поколение, представители которого «с млеком материнским влили в себя дух к воинственным подвигам», с малых лет готовя себя к военной славе.
Да, они вкусили все тяготы военной службы, но при этом испытывали гордость и радость от того, что верой и правдой служат Отечеству.
М.Е. Салтыков-Щедрин, русский писатель XIX века, утверждал:
«Двенадцатый   год – это народная  эпопея,   память   о которой   перейдёт   в  века    и    не    умрёт,  покуда    будет жить  русский народ». 

© В. Каляев.

Примечания
Грузинский Георгий Александрович (1762–1852) – князь, камергер и кавалер. Сын грузинского царевича Александра, внук царя Бакара и правнук Вахтанга VI, в 1812 г. нижегородский губернский предводитель дворянства и начальник Нижегородского ополчения. В своем имении в Лыскове построил первую школу, больницу и аптеку, выделял огромные средства Спасо-Преображенскому собору, монастырям и духовенству, выплачивал пенсии и пособия нуждающимся.
Толстой Петр Александрович (1769–1844) – граф, генерал-адъютант (1797 г.), генерал от инфантерии (1814 г.). В июне 1812 г. назначен командующим ополчений, формируемых в Нижегородской, Симбирской, Казанской, Вятской и Оренбургской губерниях, во главе которых участвовал в кампании 1813 г.: в походе на Варшаву; с сентября по декабрь командовал корпусом, участвовавшим в осаде и взятии Дрездена, затем Магдебурга; награжден за отличия золотой шпагой с алмазами. С 16 января 1816 г. командир 4-го пехотного корпуса.









1 коммент.:

ASH комментирует...

Доброго дня, подскажите источник сей интересной информации с именами ополченцев 1812 года.
Буду признателен, Александр migroup@migmail.ru

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails