Многовековая
история нашей Родины напоминает мукомольную мельницу. Народ же наш русский подобно пшеничным зернам зачастую оказывается
между ее жерновами. И так ведется на Руси испокон веков.
К
примеру, Александр Невский в угоду золотоордынскому хану порубал наших же
русичей, восставших против нестерпимого гнета «поганых».
Петр
Великий на крови и костях русского крестьянина построил город на Неве и
отплясывал с инородцами на ассамблее. А сколько было уничтожено нашего
многострадального народа только за то, что посмели роптать против угнетателей…
Да
и с верой – то у нас тоже немало трагических страниц. Сначала Владимир Святой насаждал пантеон своих языческих
богов, затем «огнем и мечом» вводил христианство на Руси. Нужно ли было так?
ведь многие наши предки еще до этого обратились в христову веру…
Затем
из-за реформ Никона жгли в деревянных срубах «раскольников». Впоследствии
рушили церкви, потом в угоду Западу расстреливали свой парламент и т.д., и т.п.
Собирая
сведения по истории края, я пришел к выводу, что в любом противоборствующем
друг другу лагере имелись честные благородные люди…
Священнослужитель
красносельской церкви в сталинские годы Владимир Александрович Крюков был одним из таких.
Владимир
Александрович Крюков родился в 1889 году в д. Тарханово Сергачского уезда
Нижегородской губернии, в семье крестьянина – середняка.
С
раннего детства Владимир Александрович познал тяжелый крестьянский труд,
поэтому всю свою жизнь с уважением относился
к людям труда.
Получив
начальное образование в церковно-приходской школе, молодой Крюков поступил во
второклассную церковно-учительскую школу и с успехом закончил ее. Тогда
Владимир, ничуть не колеблясь, решил посвятить свою жизнь служению Богу и стал
псаломщиком.
Но,
вскоре вся Россия оказалась в вихре революций 1917–го года. Владимир
Александрович Крюков не воспринял их ни душой, ни сознанием. Он остался верен
своим убеждениям. Потому, естественно, он воспринимал все происходящее
негативно. Являясь к тому времени
священнослужителем красносельской церкви, он в беседах и проповедях
своих нес обличие вредоносным, в его понятии, действиям новой власти. Особенно
воспротивился он тому, что многие церкви
нашего района разрушались и переоборудовались под зернохранилища, школы и
клубы.
Верно,
или неверно, это кому как угодно, но то, что, несмотря на всю опасность своего
положения, он остался верен своим идеалам и готов был нести свой крест до
могильного конца, заслуживает уважения.
Трудности
и опасности, которые перенес Крюков, не сломали его. А их было немало.
Первое
он как служитель религиозного культа был лишен избирательных прав, затем – за
недоимку по особым налогам, которым облагались «чуждые элементы», за укрывательство тарантаса от властей в счет
погашения задолженности, он был судим в 1931 г. к 2 годам лишения свободы.
Потом ему самому и его родственникам не
позволялось работать в советских учреждениях…
И
вот новое лихо тяжелым бременем навалилось на него. По чьему-то навету ночью 11
октября 1937 года в дверь его избы раздался сильный, требовательный стук. Это
были сотрудники Арзамасского районного отдела НКВД Управления Государственной
Безопасности и представитель местной власти. Проведя обыск, в результате
которого каких-либо компрометирующих материалов
против Крюкова обнаружено не было, чекисты изъяли лично принадлежащие Владимиру
Александровичу серебряный крест с цепочкой и дароносицу, самого его арестовали.
Уже 13 октября 1937 г. ему было предъявлено обвинение в создании «контрреволюционной церковно-фашистской
диверсионно-террористической организации», якобы существующей в Арзамасском
районе, в том числе и в селе Красное.
Выдвинутые
обвинения Крюков отрицал, утверждая, что не ведает о подобном. В дальнейшем от
дачи показаний отказался.
Приговор
«Тройки» он воспринял мужественно, отметая доводы обвинения в том, что вел
антигосударственную деятельность…
6
ноября 1937 г. заседанием Тройки Управления НКВД по Горьковской области
священнослужитель красносельской церкви Владимир Александрович Крюков был
приговорен к расстрелу, с конфискацией лично ему принадлежащего имущества.
20
ноября 1937 г. приговор был приведен в исполнение.
25
мая 1956 года Президиум Арзамасского областного Суда своим Постановлением решение Тройки УНКВД от 6 ноября 1937 года в
отношении священнослужителя красносельской церкви Владимира Александровича
Крюкова отменил и «дело производством прекращено за недоказанностью состава
преступления».
Если
рассматривать жизнь и деятельность Отца Владимира с марксистско-ленинской точки
зрения, то, может быть, и можно было бы усмотреть в нем «врага народа»,
поскольку он не воспринимал Совдепию.
И,
наоборот, исследуя личность священника Крюкова с противоположной точки зрения
можно утверждать, что пострадал человек за
веру в правоту своих идеалов. Он не перекрасился в угоду новым веяниям (как
многие нынешние политики), а стойко и мужественно, зная все последствия для
него, отстаивал свое мировоззрение и в итоге пострадал за свою Веру. Это ли
недостойно всяческого уважения?!..
Владимир Каляев.
0 коммент.:
Отправить комментарий