Летом
1902 года Савелий Сорин, получив документ, разрешавший ему, студенту Академии
художеств, ездить по городам и провинциям империи, чтобы писать этюды, портреты
и картины, отправился в плаванье на пароходе по Волге с
приятелями-литераторами, с которыми накоротке сошелся в Санкт-Петербурге. В кармане было 50 рублей,
которые он получил в апреле, заняв третье место за эскизы в мастерской Ильи
Репина.
МОДА НА «БОСЯКОВ»
По пути им встретился журналист Е.
Бездомный, сотрудничавший с «Нижегородским листком» и «Самарской газетой». Он
пригласил Савелия и его товарищей посетить С. Скитальца, отбывавшего короткую
ссылку в деревне Обшаровке Самарской губернии.
Надо сказать, что в те годы среди
молодых литераторов было «модным» брать нарочито вызывающие, броские,
эффектные псевдонимы с явными намеками
на нищенство, бродяжничество, скитания, горе мыканье. Одних только Бездомных
было несколько. Так, Евсей Уланов
подписывался Евстигней Бездомный, Борис Карелин – Борис Бездомный, Михаил
Подкидов – крестьянин Степан Бездомный. Скиталец же по паспорту значился
Степаном Петровым. А еще были: Иван Бездольный (Игнатий Потапенко), Иван
Безпечальный (Филипп Нефедов), Демьян Бедный (Ефим Пригоров), Максим Горький
(Алексей Пешков), Антон Безродный
(Савелий Утков), Михаил Голодный (Михаил Эпштейн), Иван Приблудный (Яков
Овчаренко)… Каждый из них претендовал на роль выразителя народных чаяний и
норовил как-то выделиться на общем фоне – уж если не за счет таланта, то хотя
бы за счет «звучного», «заковыристого» имени.
В Обшаровке Сорин сделал несколько
набросков и живописных портретов, и они так понравились Скитальцу, что он
написал о Савелии восторженное письмо своему другу Горькому, тоже
поднадзорному, находившемуся в ссылке в Арзамасе. Письмо заинтересовало Алексея
Максимовича, и он пригласил Скитальца и Сорина посетить его. В глубине души
писатель, имя которого уже получило широкую известность в кругах передовой
интеллигенции, надеялся, что молодой художник соблазнится написать его портрет:
Алексей Максимович был человеком весьма тщеславным, и ему хотелось быть
признанным в широких кругах. И чтобы его узнавали не только по карикатурам типа
«Подмаксимовики» работы Кока, выполненной в 1901 году.
РЕПИН, НЕСТЕРОВ И
ГОРЬКИЙ
Справедливости ради стоит отметить, что
к тому времени Горького уже писали такие маститые художники, как Илья Репин и
Михаил Нестеров.
Репина, в частности, настолько увлекла
искренняя романтическая приподнятость первых рассказов Горького, что в 1899
году он взялся написать портрет писателя, но уже после двух сеансов тот сбежал
из Петербурга, и работа осталась незаконченной. И все же Илья Ефимович показал
портрет на XXVIII Передвижной выставке, и он вызвал неподдельный интерес. Хотя
и не без восторга.
Репин представил Горького немолодым,
усталым, поникнувшим – не таким, каким еще недавно – в ареоле «нового миссии», «босяка», постигшего дух и
жизнь народа, – вошел он «на ура» в круг столичной богемы, в модные
художественные и артистические салоны.
Прошло всего несколько месяцев, и писатель почувствовал себя «не своей
тарелке» - общая атмосфера застоя и либерального благодушия поразила писателя
до глубины души, он был разочарован, раздражен и утомлен петербургской
интеллигенцией.
А в июле 1901 году Горький уже в Нижнем
Новгороде позировал Михаилу Нестерову. Их первая встреча состоялась несколько
ранее, в мае 1900 года. «…Познакомился с Горьким; это очень высокий, сутулый
человек с простой широкоскулой физиономией, русыми волосами, в одних усах.
Портрет Репина похож, но в нем, как и всегда почти у Репина, выдвинута
отрицательная сторона человека, – и тут ускользнуло очень существенное
выражение мягкости и доброты в лице Горького… Мы почти сошлись сразу», - писал
Михаил Васильевич своему приятелю Александру Турыгину.
А ведь еще два года назад Нестеров
вообще не был знаком с творчеством Горького. Да и имени писателя он не слыхал,
в чем сознался художнику Николаю Ярошенко, когда тот поинтересовался у Михаила
Васильевича, читал ли он недавно изданную книжку романтических рассказов
Горького, волновавших тогда публику. «Я, чтобы загладить свою вину, - вспоминал
позже Нестеров, - уезжая, попросил мне
дать книжку, и дома, лежа в постели, прочел эту чудесную, живую, такую молодую,
свежую книгу. На другой день на Сергиевской мы с Николаем Александровичем
вполне миролюбиво рассуждали о прекрасном даровании автора».
Тогда, в июле 1901- го, Нестеров, как он
сообщал Турыгину, «провел два приятных дня у Горького» (беседы были «живые, увлекательные и
интересные») и увидел, что тот «здоров и весел, полон энергии и планов на
будущее», даже «высидка» «в нижегородской тюрьме не отразилась на нем
угнетающе» - в результате «написал с
него удачный этюд, которым надеюсь воспользоваться в будущем».
Горький у Нестерова, в отличие от
Репина, полон бодрости, жизнерадостности, энергии, мужественности; он моложав,
по-утреннему свеж, по-весеннему светел, излучает доброту и душевную
сердечность. Как потом окажется, это было одно из самых удачных изображений
писателя, потому что Нестеров не сочинял портрет, не подгонял его под заранее
измышленный образ, а шел вслед за Василием Перовым, вглядываясь во внутренний
мир человека.
«ОБА ПОРТРЕТА ЧЕТЫ ПЕШКОВЫХ ХОРОШИ»
И вот теперь молодой художник Савелий
Сорин…
Ему двадцать четыре года. Он из
небогатой еврейской семьи (подлинное его имя Завель Савий), в шестнадцать лет
ушел из дома. Он делает только первые шаги на пути к мастерству – два года, как
поступил в Высшее училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской
академии художеств. Правда, прежде окончил с Большой медалью Одесскую
художественную школу (учился у Кириака Костанди), что дало ему право
поступления в Академию художеств без экзаменов. Талантливого юношу несколько позже
приметил Илья Репин и пригласил к себе в мастерскую. Потом Сорин не раз
вспоминал добрым словом обоих и называл их своими подлинными учителями.
13—14 августа Горький пишет К.
Пятницкому: «Живет у нас художник, ученик Репина, славный парень, пишет меня и
жену. Приезжайте посмотреть, стоит».
И все же Горький не сразу доверился
молодому художнику. Поначалу он предложил написать портрет своей жены Екатерины
Павловны. По воспоминаниям Пешковой, «писал Сорин быстро. Он долго усаживал
меня на стул, менял позу, требовал ярких пятен в костюме. Работал Сорин
вдохновенно, весь уходя в работу».
Алексей Максимович заходил посмотреть,
как Сорин работает и, увидав, что
дело у него идет хорошо, согласился тоже
начать сеансы.
Писал Сорин их по очереди. С утра, когда
Алексей Максимович работал, писал Екатерину Павловну, после обеда и небольшой
прогулки — Алексея Максимовича.
Две недели работы – и вот, пожалуйста…
0 коммент.:
Отправить комментарий