2 ноября 2013 г.

Были ли следователи в «седую старину»?


Сотрудники правоохранительных органов, лица, производящие расследование являются, вероятно, представителями самой древней профессии. Ведь даже, в так называемом, «человеческом стаде» существовали люди охраняющие добро от иноплеменников, выявляющие «собственных» жуликов. Не было у них бумаги для ведения уголовного дела и документального фиксирования доказательств. Но следствие, пусть чрезмерно примитивное, все же было. Установленных и изобличенных виновников соплеменники жестоко наказывали и изгоняли, а это по тем временам было самое страшное наказание…
Теперь заглянем во времена менее древние. Задолго до нашей эры в древней Индии существовали законы Ману (II в. до н.э.). В них расследование преступлений уподоблялось действиям охотника. В статье 44 главы VIII говорилось: «Как охотник ищет след животного по каплям крови, так царю надо обнаружить след дхармы (преступления – прим. автора)  посредством расследования»…
Имеются и другие исторические памятники феодального времени, указывающие на существование юридических норм и лиц, ведущих следствие. Это –  Салическая Правда (VVI в.в.), Польская Правда (XIII в.), Законник Лека Дукатьини (XV в.) и др.
Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений в России имеет свои глубокие исторические корни. Даже в седую старину, когда не было стройной системы органов проводящих розыск и следствие, на Руси, к примеру, в VIIIIХ веках, существовало обычное право. Оно не разграничивало его на уголовное и гражданское. Вся система обычного права представляла собой возмездие и возмещение вреда за обиду. 
Обидой считалось, как причинение смерти, увечья или совершение кражи, так и грубое нарушение общепринятых правил.
В древнерусских исторических памятниках права Х века (договоры князей Олега – 911 г. и Игоря – 945 г.) о, так сказать, зачатках следственной деятельности указывалось: «что же касается преступлений, если случится злодеяние, договоримся так: пусть обвинение, содержащееся в публично представленных доказательствах, будет признано доказанным».
В более позднем источнике русского права – в статье 77 пространной Русской Правды – говорится: «Если вора не будет (сразу обнаружено), то искать (его) по следу; если не будет следа к (частновладельческому) селу или к торговому стану, а (люди, т.е. члены верви) не отведут следа от себя и не поедут по следу (разыскивать вора) или воспротивятся (разысканию вора у них), то они платят и убытки, причиненные воровством, и штраф; если же (при разыскании) след затеряется на большой дороге, (где) и села (поблизости) не будет, или на пустыре, где не будет ни села, ни людей, (то им) не следует платить ни убытки за воровство, ни штрафа».
Понятие искать по следу («след гнати») в древности имело широкий смысл. В него включалось обнаружение поличного, показания очевидцев и т.д.
В древнерусском источнике права – Русской Правде – имеется и другое указание: «если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели»…
Существования специальных полицейских, следственных и судебных органов в Древнерусском государстве учеными не установлено. Известно, что все эти функции зачастую выполняла дружина князя и представители администрации, в том числе и великий князь.
Имелись, однако, должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Это – вирники, т.е. лица, исполнявшие судебные решения. После христианизации Руси следственные и судебные функции осуществляли также и церковные органы…

Владимир Каляев,
зам. председателя Совета ветеранов ОМВД РФ по Арзамасскому району.
(сокращенный текст из книги В. Каляева "Служба дни и ночи".) 

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails