17 сентября 2012 г.

Арзамасские истории: Робинзоны 50-х

Две недели пассажиры советского океанского корабля «Байкал» боролись со стихией и голодом на необитаемой южной конечности мыса Лопатка (на Камчатке) в Тихом океане.
Был среди них и наш земляк, житель Арзамасского района – Иван Яковлевич Моткин.

Специальное задание
Незадолго до этих событий лейтенанта И. Я. Моткина назначили исполняющим обязанности командира батареи звуковой разведки. Он вместе с группой военных специалистов для выполнения особо важного задания был определен на гражданский корабль «Байкал», бороздящий просторы Тихого океана.
Это специальное воинское подразделение было обеспечено секретным новейшим прибором для обнаружения в океанских водах американских подводных лодок.

Выход в океан
Погрузка на корабль происходила под покровом ночи при соблюдении строжайшей тайны. Было это накануне Октябрьских праздников 1953 года.
На Камчатке в те дни буйствовала непогода. Был сплошной снегопад. Снежинки крупными мохнатыми хлопьями плотно ложились на землю и строения, делая все невидимым среди белого безмолвия.
В ночь выхода из порта стихия разыгралась с новой силой. Несмотря на штормовое предупреждение, корабль вышел на выполнение специального задания.

Крушение
В течение четырех часов судно бросало с волны на волну. С непривычки от океанской качки многих тошнило. Лейтенант Моткин вышел на палубу глотнуть свежего воздуха. В это время волна, поднявшаяся выше высотного здания, накрыла корабль. Иван Яковлевич успел укрыться от нее в каюте.
Разрушительная сила девятого вала кидала корабль как щепку. Вдруг все услышали страшный треск. Рулевое управление заклинило. Корабль стал кувыркаться.
- Подводные скалы? – испугано вопрошали многие.
Опытные моряки сразу же «отмели» эту версию. Появилось новое предположение, что произошло столкновение с какой-либо субмариной. Но, ответа на вопросы не последовало. Да и некогда было уже обсуждать все гипотезы. Корабль в очередной раз перевернуло волной. Каюты оказались затопленными. Люди вставали на любые предметы, чтобы не захлебнуться.
Затем судно не раз еще переворачивалось, прежде чем произошло серьезнейшее его повреждение. В районе мыса Лопатка разрушительной волной выбросило корабль на необитаемую южную часть полуострова. Носовую часть корабля была словно отрублена и оказалась на суше, а кормовая часть, где находился И.Я. Моткин и большая часть пассажиров, в воде.

Эвакуация
Военнослужащие специального подразделения и моряки занялись эвакуацией гражданского населения и имущества. Пронизывающий ледяной ветер разбрасывал колкие стрелы морской воды, препятствуя спасению людей. Пострадавших при кораблекрушении переносили на себе, что называется «гуськом».
Поскольку каких-либо условий для жилья и отопления не было, то все, перебравшись в носовую часть корабля, разместились по 10 – 20 – 30 человек в каюты и другие помещения. Отогревались своим дыханием.

Робинзонада
Две недели в нечеловеческих условиях жили люди, ожидая спасения. Голод и холод ввергли многих в истерическое состояние. Продуктов питания, в основном это были сухари, еле-еле хватило на 4 дня, пресной воды всего лишь на два дня. Остальные пищевые продукты и питьевая вода в результате крушения перемешались с нефтью и были не пригодными к употреблению.
Выйти из корабля было не возможно, поскольку постоянно шел обильный снегопад. Сугробы были огромными и глубокими. Корабль занесло так, что пролетающие самолеты не могли отличить его очертания от снежной пустыни. Радиостанция оказалась разбитой. Подать сигнал было нечем.
Десять голодных дней отрицательно сказались на здоровье людей. Завывание леденящего душу ветра заглушало стоны раненых. Обессиленные люди, уже не надеясь на чудо, покорно ожидали своей смерти.

Спасение
В один из очередных полетов над этим местом летчик, рискуя разбиться, низко пролетев над кораблем, разглядел его и передал координаты на свою базу.
Со стороны Курильских островов был выслан океанский корабль, но ближе чем за одну милю подойти к месту, где находились потерпевшие кораблекрушение, опасаясь подводных скал, не мог. Вскоре прибыли три судна меньшим водоизмещением и на шлюпках вывезли всех оставшихся в живых.
Однако, «Одиссея» спасенных на этом не окончились. В пути следования корабли застал семибальный шторм. Морская качка добавляла изголодавшим, промерзшим людям новые страдания. Но, надо отдать должное мужеству того поколения, которые не потеряли своего человеческого обличия и с честью выдержали все испытания…


0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails