Петр Васильевич Еремеев - автор множества очерков и книг, посвященных историческому прошлому нашего края: "Арзамасские музы", "Арзамасские мастера", "Летописец" и др. Самым значительным его трудом стала книга "Арзамас-городок". В обращении «К читателю» Петр Васильевич говорит, что использовал при написании архивные данные и различные публикации, рассказы старожилов и очевидцев.
«Арзамас-городок» можно назвать «энциклопедией Арзамаса» прошлых времен. В книге - обилие архивных документов, фотографий людей, прославивших нашу малую родину. На обложке и разворотах - виды соборного Арзамаса. Многих читателей повеселит «Черно-белое» лукавство, с которым художник А.А.Бажанов проиллюстрировал житие наших предков.
Книга состоит из 3-х частей. Они очень разные, но их объединяет согревающее живое присутствие автора. Его повествование неторопливо, душевно, почти летописно. Петр Васильевич Еремеев напоминает нам народного сказителя, пришедшего из былинного прошлого.
Понять историю села, города, родного края можно только тогда, когда знаешь историю всего государства. Именно этого принципа придерживается автор в первой части книги «Ответ на вызов», в которой рассказывает о тех давних летах, когда русские, велением времени, начали осваивать среднее Поволжье, когда на круче Дятловых гор был сооружен Нижний Новгород. И когда появился русский город-крепость Арзамас.
В этой части книги отражены и события двух крестьянских войн под предводительством С.Разина и Е.Пугачева, которые широко захватили Арзамасский уезд. Заканчивается часть событиями 1812 года и вкладом арзамасцев в дело защиты Отечества.
Вторая часть книги - "Бытие" - рассказывает, как жили раньше арзамасцы, чем занимались, как отдыхали, чем торговали. Автор представляет читателю разностороннюю картину быта дореволюционного Арзамаса. Он рассказывает нам и о событиях внутри города, и об особенностях местного уклада жизни. В "исторические были" Еремеев вплетает мифы и слухи, "небылицы в лицах", предания, частушки, заговоры, пословицы, причитания, шутки, прибаутки. "Бесконечная череда внутригородских событий, особенности местного устоявшегося уклада жизни, появление в рассказах большого числа фамилий и имен - все это вызвало необходимость объединения собранного материала в отдельные тематические главы".
Знаете ли вы, например, как добирались знаменитые арзамасские гуси до Нижнего, а то и до Москвы?
"Гуси - ходоки медлительные, шагают не более пяти верст в сутки...
В осеннее время погонщики сбивали большие стада гусей, случалось, по нескольку сот. В дальней дороге птица скоро обдирает ноги. Арзамасцы использовали свою придумку: разогревали смолу и начально прогоняли гусей по этой смоляной лыве, а затем по песку. Так гусь получал черные лапотки, укрепленные песочком. И в обретенной обувке отправлялися до губернского города..."
Третья часть книги - "Родные имена" - посвящена тем, кто "осознанно отдал себя на высокое служение русской культуре, своим землякам":
- Зодчий Поволжья Михаил Петрович Коринфский, ученик школы живописи А.В.Ступина, автор проекта Арзамасского Воскресенского собора;
- Писательница Мария Семеновна Жукова, чье творчество было высоко оценено В.Г.Белинским и Н.А.Некрасовым;
- Выдающийся русский художник Василий Григорьевич Перов, ученик арзамасской школы живописи А.В.Ступина;
- Летописец Николай Михайлович Щегольков, собравший "Исторические сведения о городе Арзамасе", городской голова;
- Федор Иванович Владимирский (отец Федор), с именем которого связаны пуск первого водопровода, закладка Пушкинской рощи и др.
С книгой можно познакомиться во всех библиотеках города Арзамаса Нижегородской области.
0 коммент.:
Отправить комментарий