3 сентября 2015 г.

"Нижегородские страницы: с крестом и звездой". Иоанн Саровский (А. Киселев)

Данное издание посвящено примечательным личностям, связанным жизнью с Нижегородским краем в разные исторические периоды. И под православным крестом, и под советской звездой складывались их судьбы. У одних ясные, у других непростые. Но все они принадлежат истории, которую невозможно переписать. Для удобства данное издание поделено на разделы по хронологическому принципу. В данной книге подробно изложен материал о нашем земляке, основателе Саровской пустыни Иоанне Саровском.
Иоанн Саровский ( 1669-1737).
30 июля 2006 года во время торжеств, посвященных 300-летию Саровской пустыни, Святейший Патриарх Алексий II объявил о возобновлении здесь монашеской жизни. В тот знаменательный день с особым почтением вспоминали всех старцев, а также устроителей обители, среди которых особое место занимает первоначальник (основатель) монастыря иеросхимонах Иоанн.
Будущий Саровский первоначальник Иоанн (в миру Иван Федорович Попов) родился в 1669 году в селе Красном под Арзамасом. Отец его был дьячком в сельской церкви, а дед - священником. 6 февраля 1689 года Иван был пострижен в монахи во Введенском монастыре города Арзамаса с именем Исаакий. Так он будет зваться до 1725 года, когда будучи уже настоятелем Саровской обители, примет высшую степень монашества, схиму, с именем Иоанн.
Молодой монах поставил перед собой цель: поселиться на Старом Городище, что у реки Саровки, и со временем основать там монастырь.
Но как трудны были первые шаги его к достижению этой цели! Несколько раз пытался найти себе товарища для поселения, но в итоге снова и снова надолго оставался один. В те минуты, когда бороться с одиночеством, страхом или болезнью становилось выше его сил, отшельник на некоторое время уходил в ближайшие монастыри - Санаксарский или Введенский.
В 1692 году, примерно через полтора года после первого посещения саровской "горы", Иоанн начал копать в ее склоне пещеру. Однажды, утомившись от работы, он прилег отдохнуть и во сне увидел себя у Киево-Печерского монастыря, где сам митрополит Илларион благословил его на продолжение труда. Это видение еще больше вдохновило отшельника, он завершил свой труд и тем самым положил начало саровским пещерам.
Официальной датой основания Пустыни по традиции считается 16 июня 1706 года. В этот день состоялось торжественное освящение первого монастырского храма - церкви во имя Пресвятой Богородицы, Живоносного Ее Источника. Вскоре после освящения храма Иоанн занялся устройством внутренней жизни обители.  Написанный лично им Устав монастыря сыграл большую роль в развитии Саровской пустыни и во многом определил ее жизнь. Иоанн следовал древним традициям и наставлениям Отцов Церкви. В основу монашеского общежития им была положена общность всего имущества, предписывалась общая трапеза. На все, что выходило за рамки обыденной жизни, следовало испрашивать настоятельского благословения. При этом сам настоятель совершенно уравнивался со всеми в одежде и пище: "В молитвах же, бдении и трудах, он везде должен быть первым."
Монастырь строился. Иоанн воздвиг в обители еще две церкви, перенес все кельи на гору, устроил ограду и гостиницу для приезжих. К 1711 году был готов пещерный город с подземной церковью. Иоанн надеялся вместо деревянных поставить каменные церкви и начал было заготовлять для этого кирпичи. Но дело созидания великолепных Саровских соборов совершали уже его преемники.
На долю Иоанна выпали многие беды: хозяйственные и имущественные хлопоты, пожар и разорение от разбойников и, наконец, следствие в Тайной канцелярии. В 1734 году глухой провинциальный монастырь волею судьбы оказался втянутым в громкое политическое "дело", инициированное всесильным вице-президентом Синода Феофаном Прокоповичем. Одной из жертв навета и "сыска" стал тихий Саровский первоначальник.
...Арестовывать Иоанна приехали солдаты. Когда они, обнажив сабли, схватили старца, чтобы везти его в Москву, он вымолил возможность попрощаться с обителью и братией. Со слезами на глазах он поклонился до земли братии, настоятелю... Иеросхимонах Иоанн скончался в 1737 году в Петербурге в застенке Тайной канцелярии и был похоронен в безымянной могиле на арестантском кладбище около Колтовской Преображенской церкви.
...А тем временем Саровская пустынь жила по заветам своего основателя и постепенно становилась одним из центров русского монашества. Очень часто здешние монахи назначались настоятелями в другие монастыри и устанавливали во вверенных им обителях Уставы, аналогичные Саровскому.
Сама же Пустынь прославилась именами великих подвижников и старцев Назария, Дорофея, Иллариона, Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, как преподобный Серафим.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails