19 сентября 2011 г.

Арзамасская трагедия в воспоминаниях: Г.А.Климов

4 июня с 8-00 был ответственным дежурным по 16 дистанции пути, в кабинете просматривал документацию. Вдруг контора вздрогнула, стены заходили ходуном. Вышел в фойе увидел черный гриб, подумал: взорвалась котельная на заводе «Радиодеталей». Звоню на разъезд 408 дежурному. Все огни, светофоры погасли, сигналов нет, взрыва не видно. Моя супруга Валентина Ивановна работала телефонисткой на междугородней телефонной станции, звонит мне: «У тебя на переезде ст. Арзамас-1 взрыв вагонов проходящего поезда, уже передали в г. Горький». Набрал дежурного по ст. Арзамас-1 он ответил, что состав был с разрядным грузом. Быстро выехал на место аварии. На ул. Калинина уже кругом милиция, все оцеплено, пересел на автобус, идущий на вокзал. Народ бежит и туда и окровавленные оттуда, вокзал в плачевном состоянии. На перроне стоял состав с морской пехотой, вагоны смяты. Спрашиваю: «Не пострадали, сынки! Все ли живы!» Мне ответили: «Все живы!» Иду к переезду... будки дежурного нет, громадная воронка от взрыва, в ней горят вагоны, горит газ, течет вода, много воды! Когда бежал от переезда к штабу, где стояла машина с рупором - (метров 200 бежал) уже перешагивая через трупы. Смотреть на эти руины было страшно! Пришел в себя, когда стали восстанавливать пути. Можно понять мое состояние. Здесь жили наши рабочие, я знал каждого и меня все знали. Встретил начальника ст. Арзамас-1 А.А. Мартынова и начальника ст. Арзамас-2 Е. А. Анисимова. Стали советоваться, как вывести оставшиеся вагоны на ст. Арзамас-2. В течение 30 мин. С. Ф. Кирилюк объявил, что ожидается второй взрыв. Он, к счастью, не последовал.
Воронка была очень глубокой. Вынимали части вагонов, колесные лары. Подошли восстановительные краны и кран ГО. Прилетела комиссия из Москвы, Горького. Постановили: «К 4-00 пятого июня движение по железной дороге ст. Арзамас-1 открыть!» Не открыли! Пока не проложили водопровод и газопровод на Высокую гору засыпку воронки не делали. Транспорт штаба ГО, экскаваторы, бульдозеры с разных предприятий города работали. Грунт брали за 100 метров от пути, хорошо, что грунт был рядом. Жара, на телах выступает соль, но люди работали с такой отдачей, с такой самоотверженностью, с таким энтузиазмом, что вспоминаю те часы с неподдельной гордостью. К 14-00 котлован был засыпан и уложен путь. Мое дело, как начальника 16 дистанции пути восстановить разрушенное путевое хозяйство, уложить 200 метров пути, поставить 4 стрелочных перевода, восстановить переезд. В15-00 пятого июня движение по железной дороге ст. Арзамас-1 было вновь открыто. Потом еще недели две мы делали выправку пути. Земля давала осадку, постоянно подсыпали щебень и поправляли.
Начался разбор версий взрыва, дознание, расспросы, подозрения. Особенно локомотивщиков допрашивали и работников ДЭПО. Подозревали неисправность тепловоза, проводили следственный эксперимент, но истинную причину взрыва
Его тоже проверили - с какой стороны взорвался изнутри или снаружи?
Ремонтные работы сигнализации связи проводила 8 дистанция пути под руководством Н.Н.Смирнова. Разрушенные мачты энергоснабжения восстанавливали люди 12 дистанции пути под руководством В. Г Кошкарева. Работали в основном путейцы. Трое суток не выходили со станции энергетики, связисты, движенцы, работники водоснабжения железной дороги, работники ПМС-73, работали около 50 монтеров. На помощь приехали железнодорожники из Лукоянова, Шатков, а в общей сложности на ликвидации аварии работали около 200 человек железнодорожников, не считая энергетиков и связистов.
Каждый день в уголке Дома связи нас собирал министр путей сообщения К. С. Конырев. Отчитывались о проделанной работе, рассказывали о пострадавших, у кого сколько больных, где лечатся.
Вспоминается разное и очень тяжелые моменты:
- когда я видел погибших людей, то они все были голые. Сила взрывной волныбыла настолько мощной, что с тел содрало всю одежду.
Погибли наши путейцы:
- Калинин Михаил Иванович с трехлетним внуком - дорожный мастер;
- супруги Кривцов Р.Г., Кривцова А.Л. - он работал бригадиром пути;
- Лобанова Л.Д. - жена бригадира;
- Шевяков В.М. - бригадир.
Самым тяжелым и незабываемым было посещение наших раненых в больнице в г. Горьком. Лежат наши работники перебинтованные, узнать их нельзя, а они нас узнали, называют по имени, перенести это нормальному человеку просто невозможно, без слез мы оттуда не выходили: Кривцова А. - механика 8 дистанции пути лишило части зрения, покалечило лицо; Родичкину И, его дом был у переезда и в момент взрыва он сидел у окна, вспышкой обожгло глаза; У Раскаткиной Веры вынули из тела множество стекол. Лечилась она очень долго; Мой водитель Н.С Копнов ехал домой на ст. Арзамас-1, на бензаправке случайно задержался, не попал под взрыв, а жена была ранена.
После ликвидации последствий взрыва многие получили благодарность,
небольшие денежные премии, для железнодорожников были построены два 27
квартирных дома на ул. Лесной и домики сибирского типа около клуба им. Ленина в
парковой зоне.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails