8 июня 2013 г.

О поэзии Александра Поповского

Наш путь земной 

Вхождение стихов Александра Поповского в круг чтения любителей поэзии произошло стремительно и ярко: в течение двух лет им были опубликованы три поэтических сборника («Сонеты» - 2011 г., «Земля: моя» - 2012 г., «А Русь идет..» -2012 г.). Любители и знатоки поэзии получили произведения оригинального содержания и высокой стихотворной культуры.
Александр Викторович Поповский родился в 1945 г. в г. Пермь, получил профессию инженера-строителя. Судьба провела его по градам и весям нашей огромной страны: он служил в армии на Камчатке, работал в Средней Азии, жил и трудился на европейском краю страны - в г. Светлогорске Калининградской области. Выйдя на пенсию, он поселился в с. Дивеево. Однако, в силу ряда драматических семейных обстоятельств, он оставил свой дом и стал жить в с. Казаково Арзамасского района.
Поэзия А. Поповского отражает его приверженность к лучшим традициям русского классического стиха ХIХ-ХХ веков. Поэт продолжает лирико-философскую ветвь русской поэзии, начатую любомудрами, разработанную Ф.И. Тютчевым, продолженную и поддержанную поэтами «серебряного века», С. Есениным, «тихими лириками» второй половины XX века. Мы отмечаем лишь те звенья русской поэзии, которые оказались близкими и родственными А. Поповскому. Как и названным мастерам, ему свойственен философический взгляд на окружающий мир, элегический настрой, отличное владение языковыми, жанровыми, ритмическими возможностями художественно-образного русского языка. В стихах А. Поповского царит высокий духовный настрой. Автору важно возвысить и читателя от Земли к небесам. Не случайно он сравнивает свою лиру с пастушьей жалейкой, издающей щемяще-трогательную мелодию любви к родной земле:
Потому, хоть ругайте, хоть смейтесь, 
Скрылся я в наших сельских краях, 
Чтобы петь на пастушьей жалейке 
О приснившихся мне небесах.
«Пастушья жалейка»

Книга «Земля моя» посвящена нашей земной жизни, небесам и, конечно, любви, как сообщается в краткой аннотации.
В первой части - «В этом мире» - автор рисует романтико-сентименталистскую, приукрашенную картину сказочно прекрасной Родины, которую он видит издали, «с высоты птичьего полета». И не удивительно: поэт начал писать стихи, живя далеко от российских раздолий. Оттуда, издалека родная земля видится ему дивным садом, единственным, прекрасным и неповторимым созданием Гениального Творца. Она манит к себе его, живущего мыслями о доме, о родных. Лирический герой тоскует по всему русскому, родному, одинаково прекрасному в любое время года и суток. А еще потому, что в России живут люди, которые:
Коль отмерят, - так полною мерой, 
Коль приветят, - так всею душой!
«В командировке»
Именно тоска по всему русскому пробудила в душе автора желание высказаться, признаться Земле-Матери в сыновних чувствах, разделить унижение и позор, переживаемые Россией в пору смуты, развала, неустройства последних двадцати лет. Многие стихи пронизаны сочувствием и скорбью, желанием помочь стране пережить очередное безвременье. Таким является стихотворение-плач «Мать моя и царица», которое вмещает в себя не только интонации сочувствия, но и призыв не просить милостыню в чужедальних краях, обрести былое величие и гордое самосознание:
... Ты от ворогов алчных
Сохрани себя, Русь!
И за дальним кордоном 
Не торгуйся душой, 
Белым лебедем гордым 
Возвращайся домой!
Поэт с негодованием изображает «хмельную элиту» новых  князей, которым русские люди почему-то позволили безнаказанно, по-разбойничьи, со свистом промчаться по стране. В поэтическом арсенале появляются ветер - неуправляемая разрушительная силища, «пенный конь», мчащийся, закусив удила, в неведомую даль, с неумелым всадником на крупе, экспресс, мчащийся за край небес, ведомый неопытным машинистом. Такой видит поэт новую Россию, рвущуюся в неизвестность.
Лирический герой, откликаясь на материнский зов Родины возвращается домой, чтобы «омыться ее целительной силой», чтобы «обогреть трепетные руки дрожащих родных осин». «Возвращение» - это стихотворение-песня полная тихой радости от свидания с родиной, с речкой и вербами, с березками, с церквами и звонницами.
Трогательно и нежно звучит стихотворение «Красный терем», в основе которого лежит образное сравнение русского леса то с красным (красивым) теремом из сказки, с бронзой сосновых колонн, то с чудным заброшенным храмом со звездным серебряным светом.
Словно былинный богатырь, лирический герой набирается сил от родной земли, настраивается на рабочий лад, проникается верой в то, что несмотря ни на что и вопреки всему, родина «переварит» в своих просторах всю нечисть, все новые пагубы, все дурные веяния. Автор верит, что наш народ,
Храня обычаи святые,
Свой путь в грядущее найдет ...
 «Еще не все потеряно» - утверждает он.
Присяге верен русский воин,
И плуг, и меч кузнец кует.
И в нужный срок крестьянин в поле
Плоды созревшие сожнет.
«А Русь идет...»
«А Русь идет!» Так символично, оптимистично, с глубокой верой и надеждой в душе поэт назвал свой третий сборник стихов. «Через тернии к звездам» - так было не раз в русской истории. Так будет и сейчас. Великий и могучий русский язык перетрет очередной набег нерусских слов и понятий, вернет и преумножит возможности Слова, очистится от уголовщины и бескультурья. Стихи А. Поповского - тому порукой. Оптимизм автора рожден верой в возможности обновления, хотя картина современного состояния сельской России безрадостна: обезлюдевшие деревни, брошенные нераспаханные поля, зарастающие кустарником и бурьяном, растущие погосты, несосватанные невесты как знак вымирания народа. Это уже взгляд «изнутри», с близкого расстояния; символичен и тревожен запах полыни, ставшей главным злаком Руси. На сочетании контрастов - заметенной снегом, разоряемой, бродяжьей, тоскующей родины и страны с чистым целительным воздухом, танцующим осенним многоцветьем, сияющим негасимым светом, со здоровой душой, хранимой Незримым Божьим Оком, строится автором сложный и многоаспектный образ Родины. «А Русь идет!» - уверенно говорит поэт.
Сонеты составляют большую часть массива стихов, представленных А. Поповским читателям. Только в книге «Сонеты» их более 120, а ведь это лишь избранное! В отношении сонетов приемлем такой «поштучный учет», потому что каждый представляет собой художественно оформленный, завершенный «сюжет» (мысль, тезис, состояние, чувство), а в рамках цикла или венка сонеты вступают в сложные отношения (дополняют, уточняют, расширяют друг друга, спорят, раздвигая сюжет во времени и в пространстве). Поистине щедрый подарок получили арзамасцы. Ведь, судя по публикациям, мало кто из поэтов-земляков решался печатать свои сонетарии, даже если и создавал их.
Сонет ведет свое начало с XIII века, сформировавшись на основе канцон (песен) поэтов-провансальцев и получив каноническую форму в Италии. Создателями сонетов были знаменитые в эпоху Возрождения поэты - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, а также Вильям Шекспир (английский сонет). Позднее сонет был принят во многих странах Западной Европы, видоиз¬меняясь и обогащаясь в содержании и форме.
Сонет (италь. sonetto, франц. sonet - песенка) - это стихотво¬рение из 14 строк (2 катрена на 2 рифмы и 2 терцета на 2 или 3 рифмы); поначалу устанавливалась строгая регламентация формы и содержания. 4 строфы должны соотносится как тезис - развитие - антитезис - синтез (завязка - развитие - кульминация - развязка). Последние строфы должны содержать вывод (ключ). За многие века своего существования сонет утратил «строгость», но приобрел свободу и гибкость, хотя и в определенных пределах.
В отечественной поэзии сонет появился в 20-30 годы XIX века; за два века в нашей стране было несколько периодов особенно бурного интереса к этому жанру («серебряный век», середина XX века). Усилиями многих поколений мастеров жанра к нашему времени накоплен значительный теоретический и практический опыт его изучения.
Однако и ныне сонет остается трудным жанром, требует особого внимания к ритму и рифме, к образности и содержательности, виртуозного владения художественным словом, высокой культуры стиха.
В книге «Студия стиха» В. Солоухин, создатель двух венков сонетов («Грузия», «Венок сонетов»), поделился впечатлениями о своей работе над ними:
«Строгая форма сонета как такового хотя и пугала, но все же не казалась недостижимой... Но венок! И вообще - заданность! Стихотворение, его форма и содержание рождаются одновременно. Их нельзя отделить друг от друга, как нельзя отделить молнию от ее зигзага, от ее рисунка на темном небе. И тут получалось, что нужно сначала прочертить, нарисовать на небе зигзаг молнии, а потом добиться, чтобы живая молния уложилась в этот заранее приготовленный зигзаг... Закончив эту работу, я почувствовал себя как мюнхаузеновский бегун, снявший гири с ног. Легкость-то какая! Рифмуй как хочешь. Строки чередуй как хочешь. А хочешь, и вовсе не рифмуй и не чередуй! Но зато вдруг растерянность: не знаешь, куда и зачем бежать. Жди зова». (Цит. по кн. «Русский сонет». - М. Сов. Россия, 1987, с.20-21).
В книге А. Поповского сонеты объединены в 3 цикла: «Звез¬да любви» (54 сонетов), «Храни нас бог» (45 сонетов); «Мой милый друг» (22 сонета).
Первый цикл можно охарактеризовать как «космический». Основной объект размышлений автора - мироздание, наша планета (Звезда любви), человек как частица (разумная пыль) Вселенной. Автор обозревает небо с мириадами звезд и задает себе вопрос - что есть Земля и что такое Человек - «куда и зачем он создан». Земля - маленький одинокий челн в объятьях Млечного пути, на краю бездны, непостижимой и пугающей. Земля - голубой осколок рая, хранимый неведомой доброй силой. Как не вспомнить стихи Ф. Тютчева, особенно «ночные»... А. Поповский, несомненно перекликается с ним в своем космически-планетарном сиротстве. Он силится постигнуть непостижимое и радуется, что «Незримое Око» по-отечески следит за мировым порядком. А где же и что же Человек? И зачем он разумен? И почему он подчас не ценит свой разум. Лирический герой не может получить окончательный ответ на свои вопросы, но он считает, что человек осуществляет связь между Небом и Землей, так как он наделен Душой столь же бессмертной, вечной и мудрой, как и мир. Человек - подобие и образ Творца в этом синем храме между небом и землей. От безответных вопросов о Вселенной поэт идет к конкретному счастью - жизни, творчеству, ждет вдохновения, чтобы беседовать с Творцом высоким языком поэзии, поддерживать горящую свечу таланта:
Мы часть Его в разумном поле, 
И во вращении времен 
Царит Его святая воля 
Как всеобъемлющий закон.
Земля - голубой осколок рая - приют, дом для человека, где есть все для счастья, хотя и недолгого. За суетой повседневности важно не упустить главного - счастья жить и радоваться, ценить граммы счастья в тоннах житейских смут, видеть сокровенный смысл в окружающем мире, в живой исцеляющей природе, в осеннем дожде и верить, что «за гололедицей и смехом белоглазой метелицы придет весна. Любовь движет миром. И Вера. И Надежда. Поэтому Земля - Звезда любви. Сюда возвращается душа после странствий, а с нею - высокое значение всего земного, творчество, поэзия - не как профессия, не ремесло, а «пламень жгучий, радость и мука, крылья летящей души, частица Беспредельного Духа. Все самое важное - в сердце, в душе. И как бы ни сжимался железный круг земной юдоли, жить, пока есть в запасе горстка лет - это счастье».
Второй цикл - «Храни нас, Бог» - составили сонеты-молитвы, обращенные к Богу. Композиция большинства сонетов включает молитвенные элементы. Традиционное обращение к божеству (к Богу, к Божьей Матери, к Христу), изложение сути прошения и концовка, в которой выражается надежда, что молитва услышана.
О чем же просит поэт? Лирический герой понимает, что воздается только чистым душам, свободным от грехов. Весь цикл - это покаяние лирического героя, осознавшего тяжесть своих заблуждений - вольных и невольных - и просьба освободить его от грехов. Лирический герой, разумеется, просит не за себя только, а за всех живущих, ввергнутых вольно или невольно в соблазн греховных заблуждений.
Лирический герой хотел бы жить по иным - небесным законам, по законам Любви, Истины. По его убеждениям, земные блага - ничто. Людей одолевают пороки, прикрываемые то фарисейством, то внешним лоском. Многие сонеты звучат как предостережение людям, успевшим отравить живую природу и теперь вынужденным дышать ядом. Взывая к Богу, автор напоминает людям о необходимости беречь этот чудный мир. Он уверен, что земная жизнь - строгий экзамен перед Богом. Лирический герой просит Бога оградить людей от страстей - от гордыни, уныния, раздоров, самообмана, от неверия, от лживых слов и клятв, от пустых дел. Себя он позиционирует как «юродивого» - в высоком смысле этого слова: отмеченного Богом для проповеди; как над юродивым люди поначалу смеются и лишь позже проникают в смысл его слов, так и поэт зачастую встречает на¬смешки, проповедуя Свет, Добро, Надежду и Истину.
Третий цикл («Мой милый друг») поэт посвящает любимой женщине - жене, которая ушла в мир иной после тяжелой и длительной болезни.
Подобно Петрарке в сонетах «На смерть Лауры», автор обращается к умершей со словами благодарности за понимание и счастье, которым она одарила на Земле и продолжает освещать его путь после смерти. Он вспоминает о своих недостатках, о тревогах и заботах, которые он доставлял ей, просит простить его за обиды, в том числе - за потаённые стихи, в которых он уходил от суеты повседневности. Он помнит только хорошее, помнит её Любовь, которая хранила их обоих от пороков. Он был далеко не идеал, теперь-то он хорошо это понимает. Её любовь была чиста, как лилия. Его душа хранит её нетленный образ, потому что время её не портит. Всё лучшее, что может быть в женщине, он находит в ней. Теперь она где-то среди звезд. В мечтах он готов идти к ней по лунному лучу, чтобы увидеться. Этот цикл - подлинная песнь любви.
Сонеты А. Поповского легки, изящны, мелодичны. Для себя он установил такую структуру: 2 катрена (по 2 разных рифмы в каждом) и 2 терцета с традиционной рифмовкой. Такая вольность сонета не лишает их жанровой специфики.
В. Самохвалова, член Союза журналистов 

Самохвалова, В. Наш путь земной. О поэзии Александра Поповского / В.Самохвалова // Поповский, А.В. А Русь идет... : стихи / А.В.Поповский. - Арзамас : АГПИ, 2012. - С. 113 - 120.

С книгами Александра Викторовича Поповского можно познакомиться в центральной городской библиотеке им.А.М.Горького г.Арзамаса.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails