19 июня 2013 г.

Блаженная Параскева Дивеевская

Работа Раисы Костылевой стала победителем городского конкурса "Святая Арзамасская земля" в младшей возрастной группе.
Учитель - Е.Н.Романова.

С 1 сентября у нас в классе был введен факультативный курс «Нижегородская сторона». Здесь мы узнаем об истории своего края и города. На одном из уроков наша учительница рассказывала о святых заступниках Нижегородской земли. Она рассказала, что в нашей области недалеко от города Арзамаса есть интересный монастырь. Там находятся мощи преп. Серафима Саровского, а также там покоится Блаженная Параскева Дивеевская. Меня заинтересовала история Блаженной Параскевы.
Ранней весной мы с родителями посетили Дивеевский монастырь. Осматривая достопримечательности монастыря я увидела могилку. Она меня очень заинтересовала. Рассмотрев табличку - я вспомнила, о чем говорила учительница и твердо решила узнать о Блаженной Параскевы, в чем ее святость. Я решила провести свое исследовании о житие этой святой.


22 сентября/5 октября - день памяти дивеевской блаженной Параскевы Ивановны, более известной как Паша Саровская.
Блаженная Паша Саровская (в миру - Ирина) родилась в 1795г. в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. В семнадцать ее выдали замуж. Родные мужа любили ее за кроткий нрав и трудолюбие. Она любила церковные службы, усердно молилась, избегала гостей, общества и не выходила на деревенские игры. Прошло пятнадцать лет, и Господь не благословил их детьми. Помещики Булгины продали Ирину с мужем господам Шмидтам. Вскоре умирает муж Ирины. Господа Шмидты пытались выдать Ирину замуж вторично, но услышав слова: «Хоть убейте меня, замуж больше не пойду», решили оставить ее у себя дома. Недолго пришлось работать Ирине экономкой, она была оклеветана прислугой, хозяева, заподозрив Ирину в краже, отдали ее на истязание солдатам. После жестоких побоев, не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев. Беглянку обнаружили в монастыре. За побег крепостной крестьянке долгое время пришлось томиться в остроге, прежде чем ее по этапу отправили на родину. Наконец Ирину вернули хозяевам. Проработав два года огородницей у Шмидтов, Ирина опять решилась на побег. Вследствие испытанных ею страданий и несправедливости и благодаря общению с киевскими подвижниками в ней произошла внутренняя перемена. Во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскевы (оттого и стала называть себя Пашей), получив благословение старцев на юродство Христа ради. Вскоре блаженную задержали стражи порядка и вернули хозяевам, которые вскоре сами выгнали Пашу.
Пять лет Паша полураздетая, голодная бродила по селу, затем 30 лет жила в вырытых ею пещерах в Саровском лесу, проводя время в молитве. Временами ходила она то в Саров, то в Дивеево. Она обладала всегда удивительно приятной наружностью. В силу долгого подвижничества и постничества внешним видом своим напоминала Марию Египетскую: худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы. Босая, в мужской монашеской рубашке - свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, появлялась она в монастыре, наводя страх на не знавших ее людей. За четыре года до переезда в Дивеевскую обитель она временно проживала в одной из деревень. Ее уже считали тогда блаженной, и прозорливостью своею она заслужила всеобщее уважение и любовь. Окрестные крестьяне и паломники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу, просили ее молитв. Ей приносили еду, оставляли деньги, а она раздавала все неимущим. Жизнь отшельницы была сопряжена с большими опасностями, не столько соседство с дикими зверями в лесу осложняло жизнь Паши, сколько встреча с «недобрыми людьми». Однажды она была жестоко избита разбойниками, требующими у нее денег, которых у нее не было. Целый год она была между жизнью и смертью, да так никогда и не поправилась полностью.
В Дивеевский монастырь она пришла осенью 1884 г., подойдя к воротам монастыря, она ударила по столбу и предрекла: «Вот как сокрушу этот столб, так и начнут умирать, успевай только могилы копать». Вскоре умерла блаженная Пелагея Ивановна Серебренникова (1809-1884гг.), которой сам преп. Серафим вверил своих сирот, за ней умер монастырский священник, потом одна за другой несколько монахинь...
После смерти блаженной Пелагеи Ивановны Паша осталась в обители до конца своих дней и в течении 31 года продолжала их общее предназначение: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомых по прозорливости.
Случаев прозорливости блаженной Паши невозможно собрать и описать. Так, однажды она встала с утра вся расстроенная, после полудня к ней подошла приезжая госпожа, поздоровалась и хотела побеседовать, но Прасковья Ивановна закричала, замахала руками: " Уйди, уйди! Неужели не видишь диавол! Топором голову отрубили!" Посетительница перепугалась, отошла, ничего не понимая, но вскоре ударили в колокол, оповещая, что сейчас в больнице скончалась монахиня во время припадка падучей болезни; тогда стали понятны слова блаженной Паши.
Известно также, что в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского ее посетили Августейшие особы - Император Николай II и Императрица Александра Федоровна. Им предрекла блаженная скорое рождение долгожданного Наследника, а также гибель России и царской династии, разгром Церкви и море крови, после этого Государь не раз обращался к предсказаниям Параскевы Ивановны, посылая время от времени к ней великих князей за советом. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед портретом Государя, предвидя скорую его мученическую смерть.
Скончалась блаженная схимонахиня Параскева в 1915 году в возрасте 120 лет. Могилка Параскевы Ивановны находится у алтаря Троицкого собора.
Прасковья Ивановна жила в домике, очень небольшом, слева от монастырских ворот. Там у нее была одна просторная и светлая комнатка, замечательно опрятная. Вся стена этой комнатки против дверей была закрыта большими иконами. В центре - Распятие, по сторонам его - справа Божия Матерь, слева - ап. Иоанн Богослов. В этом же домике, в правом от входа углу, имелась крохотная келья - чуланчик, служащая спальной комнаткой Прасковьи Ивановны. Простая деревянная кровать юродивой Паши Саровской с громадными подушками редко занималась ею, а больше на ней покоились куклы. Да и не было времени ей лежать, так как ночи напролет она молилась перед большими образами. Изнемогая под утро, Прасковья Ивановна ложилась и дремала, но чуть забрезжит свет, - она уже моется, чистится, прибирается или выходит на прогулку - для молитвы. После обедни она садилась за работу, вязала чулки или делала пряжу. Это занятие сопровождалось, конечно, внутренней молитвой, и потому пряжа Прасковьи Ивановны так ценилась в обители, что из нее делали пояски и четки.
Народ почитал в Прасковье Ивановне прорицательницу. Под окнами ее домика по целым дням стояла толпа богомольцев, с благоговеньем ожидавших, не даст ли она им добрый совет, не помолится ли за них.
Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Почти все из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у Прасковьи Ивановны.
Все ночи блаженная проводила в молитве, а днем после церковной службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла другие работы, непрестанно творя Иисусову молитву. С каждым годом возрастало число страждущих, обращавшихся к ней за советами, с просьбами помолиться за них.
Перед   своей   кончиной   блаженная   Параскева   благословила   жить   в Дивеевской обители свою преемницу — блаженную Марию Ивановну.
Теперь в пустынке блаженной Параскевы Ивановны устроен музей. В нем три зала. В одном устроена мемориальная комната блаженной с дореволюционной кроватью, с многочисленными куклами на ней, с чайным столом, со множеством икон, как и было у блаженной Паши. 
Мебель привезли из Арзамаса, из дома, который до революции и в первые десятилетия советской власти принадлежал Николаю Александровичу Доброхотову. После разгона окрестных монастырей он приютил в своем доме дивеевских сестер, трех игумений, в том числе Серафимо - Понетаевскую, и епископа. 
Куклы тоже дореволюционные. В красном углу среди старинных икон помещена икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая до революции находилась в келье блаженной Параскевы Ивановны.
В центре большого зала обращает на себя внимание витрина с монашеской одеждой прежних дивеевских сестер. Экспозиции этого зала посвящены первоначальницам Дивеевской обители преподобным Александре, Марфе и Елене; попечителям - протоирею Василию Садовскому, Михаилу Васильевичу Мантуруву и Николаю Александровичу Мотовилову; Игумениям Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). В музее представлены их личные вещи, фотографии, портреты.
Третья комната посвящена прославлению преподобного Серафина. Об этом событии рассказывают старинные фотографии, документы и памятные сувениры того времени, когда состоялось прославление. Представлен покров, вышитый Царицей Александрой Федоровной в дар Саровской пустыни в 1903 году для возложения на раку новопрославленного святого Серафима. В музее воссоздана часть кельи преподобного Саровского старца: угол с копией иконы Божией Матери «Умиление». Здесь находятся стул, табуретка, лесенка, сделанные руками преподобного серафима. 
До революции в пустыньках блаженных дивеевские сестры читали неусыпаемую Псалтирь. Эта традиция возобновлена в домике блаженной Паши Саровской. 

Литература:
1..Блаженные     старицы     Дивеевского     монастыря,     Москва,     Изд-во: «Паломник», 2004 г.
2.Блаженная Паша Саровская, рассказ Игумена Серафима Путятина, 1920 г.
3.Жизнь и труды старицы Бородинского монастыря схимонахини Рахили. Составил о. Сергий Дровкинский. Б.м. 1934.Г.





0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails