18 октября 2012 г.

Кровавый след «тамбовского волка» в Арзамасе

Нелегкими для нашей страны были первые послереволюционные месяцы 1917 года. Во многих губерниях, уездах и волостях декреты и решения нового правительства встречали активное сопротивление. Одолевали и внутренние, и внешние враги.

Рабоче-крестьянская красная милиция (РККМ), созданная на третий день после победы Октябрьского переворота (Великой Октябрьской социалистической революции), начала свою деятельность буквально на голом месте. Росла и крепла она в ожесточенной борьбе с контрреволюцией и бандитизмом.
Тяжелая криминальная обстановка сложилась и в нашем регионе. Е. Р. Гирник, один из первых милиционеров Арзамасской уездной РККМ и УР, позднее вспоминал: «В 1918 году в Арзамасском уезде начали организовываться разные бандитские шайки, которые уничтожали Советских ответственных работников, делали налеты на Советы». Не зная сна и отдыха, первые милиционеры вставали на пути налетчиков, обезвреживая одну за другой кровожадные банды.

Около 8 часов утра 18 января 1918 года в помещение милиции вбежала женщина с побелевшим от страха лицом. В широко раскрытых глазах ее застыл ужас, руки дрожали. Она что-то пыталась объяснить начальнику милиции А.В. Губанову и его помощнику М.П. Чулошникову. Женщина, заикаясь, сообщила, что она Мария Ивановна Барышева, работница гостиницы бывшего Саровского подворья, где в одном из номеров два часа назад на ее глазах произошло убийство двух человек.


- В шесть утра выстрелы… я в номера, а там, там… Мать святая Богородица, Заступница, спаси и сохрани, - причитала заявитель, осеняя себя крестным знамением.

- Вы выдели стрелявшего? Кто он? Как выглядел? Когда поселился? – задавал вопросы один за другим агент уголовного розыска Е.Г. Гирник, вошедший в кабинет во время разговора.

- Да-а-а …  этот, с наганом, с соседнего номера. Он сразу не полюбился. Взгляд злобный, огнем прожигает. Ну, прямо тамбовский волк… Вчерась, вместе с убиенными приехал, только порознь. Он вечером, а они пораньше, - ответила горничная.

М.И. Барышева рассказала о смертоубийстве, невольным свидетелем которого стала.
- Почему Вас в живых оставил, как полагаете? – спросил А.В. Губанов.
- А я почем знаю. Запер, велел сидеть как мышке и потом молчать, иначе… Часа два просидела взаперти, потом через окно, на волю, и к вам, - окончила сбивчивый рассказ Мария Ивановна.

Уточнив приметы убийцы Губанов, Чулошников, Гирник и другие сотрудники, входящие в состав оперативной группы, выехали на место происшествия. В номере, скудно обставленным мебелью, на полу, в луже крови, лежали трупы мужчины лет тридцати и молодой женщины.

Было установлено, что командир кавалерийского полка Захаров по делам службы с большой суммой казенных денег следовал из г. Темникова Тамбовской губернии в Москву. С Захаровым была и его сожительница Щеголькова. В пути следования к месту назначения они остановились в Арзамасе и поселились в гостинице бывшего Саровского подворья. 

Проведя осмотр места происшествия, выдвинули несколько версий, в их числе  уголовного – убийство с целью ограбления, и политического характера. И в том и в другом случае явно было видно, что убийца знал о цели и маршруте следования Захарова с казенными деньгами. Сведений о злоумышленнике не было, поскольку даже в гостиницу он поселился без оформления документов.

 Е. Гирник, отрабатывая версии, следовал из одного места к другому, от человека к человеку. Работа проведена большая, а результатов не было. Уже отчаявшись на скорейшее раскрытие убийства командира кавалерийского полка, вызвавшего большой общественный резонанс в городе, Евгений Романович направился на базар. И здесь случайно повстречался с конопатым Василием Митиным. Разговорились. И тут … О-о, удача! Василий рассказал, что познакомился с приезжим человеком, который угостил его водкой. Приезжий по приметам был схож с убийцей.

- Где пили? Когда? Куда он поехал? – теребил Е. Р. Гирник Василия Митина.
- Да вот, не больно давно, в чайной Усанова, в Выездной слободе. А поехал по Тамбовскому тракту.

«Тамбовский волк» - вспомнились Е. Гирнику слова горничной. «Тамбовский волк по Тамбовскому тракту. Убитый из Тамбова. Нет ли здесь связи», - продолжал размышлять Евгений Романович, ускоряя шаг. Торопился он в милицию, доложить начальству о добытых сведениях и своих предположениях.

А.В. Губанов дал приказ об организации преследования. В помощь сотрудникам милиции подключились и красногвардейцы, расквартированные в Арзамасе.    

Сотрудник уголовного розыска Е. Р. Гирник через уездный исполком получил в красноармейском эскадроне верховую лошадь. (В милиции тогда совсем никакого вида транспорта не было.) В помощники  Евгению Романовичу придан был красногвардеец. Им-то с помощью местных крестьян и удалось напасть на след преступника, который к тому времени отъехал от Арзамаса на 25 верст.

Под селом Ореховец Е.Р. Гирник настиг бандита. Началась перестрелка. Преимущество было на стороне Азовкина-Капустина. Но Евгений Романович сумел взять преступника живым...

В процессе расследования по делу об убийстве командира кавалерийского полка выяснили личность убийцы и все его тамбовские связи. Им оказался «главарь шайки бандитов Азовкин-Капустин» с Тамбовщины…
С помощью арзамасских милиционеров была обезглавлена и впоследствии уничтожена крупная банда, терроризирующая мирное население Тамбовщины.  
За совершение множества тяжких, кровавых уголовных и политических преступлений Азовкин-Капустин был приговорен к пожизненному заключению, поскольку по Советским законам того времени смертной казни не было. 
Так бесславно окончился кровавый путь «тамбовского волка».

Сведения о некоторых участниках раскрытия этого преступления.

Александр Васильевич Губанов по ходатайству Союза милиционеров от должности начальника милиции за грубость и высокомерие был отстранен.

В январе 1918 года начальником Арзамасской уездной милиции был назначен М.П. Чулошников, который принимал самое активное участие в организации раскрытия убийства Захарова, его сожительницы Щегольковой и других тяжких преступлений. Михаил Павлович был участником империалистической войны. Являлся членом полкового комитета. По образованию – юрист. В г. Арзамасе работал помощником нотариуса, помощником, затем начальником уездной милиции. Уволен был в 1920 году в связи с ухудшением состояния здоровья.

Евгений Романович Гирник также был участником Первой Мировой (Империалистической) войны, служил в Казачьем полку, который в 1917 году дислоцировался в Нижнем Новгороде, а затем в Арзамасе. С осени того же 17- го года Е.Р. Гирник служил в Арзамасской уездной милиции, где занимался раскрытием особо опасных преступлений. Евгений Романович отлично играл на скрипке и других музыкальных инструментах, превосходно пел, часто выступал на концертах. Умер Е.Р. Гирник в 1934 году от старых ран, полученных в боях на фронтах и в борьбе с бандитами.

Владимир Каляев  

Использованы материалы ГУ ГАНО № 2 г. Арзамаса, истории нижегородской милиции и МВД РФ.
Автор благодарит  начальника отдела Арзамасского государственного архива (ГУ ГАНО г. Арзамас) С.Н. Потанина за помощь в поиске материалов.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails